Сёдзё-аниме: заметки. Часть 2
Первая часть заметок за лето 2022 года здесь.
Если вы читаете мой ТГ-канал (https://t.me/shoujo_josei), то уже видели, что раз в две недели я выкладываю небольшие заметки о сёдзё-аниме разных лет, которые пишу специально для канала «Покебол с предсказанием» (https://t.me/penpenwork). Ниже все, что я написала для него за осень 2022 года, объединенное в один пост.
«Соседские истории» (1995)
При упоминании имени Ай Ядзавы мы, как правило, вспоминаем экранизации ее самой известной манги — «Нана» и «Ателье Paradise Kiss». Эти сериалы входят в число самых известных аниме для старшей женской аудитории. Особое внимание в них уделено поиску себя молодыми женщинами, а также вопросам творчества и карьеры, дружбы и любовных отношений. Куда менее известными сегодня считаются OVA «Я не ангел» (Tenshi nanka ja nai) и сериал «Соседские истории» (Gokinjo monogatari), также созданные по мотивам манги Ядзавы. Именно на последнем мы сегодня и остановимся — ведь оно является предысторией «Ателье Paradise Kiss», а еще — одной из первых попыток создать аниме для новой аудитории: молодых женщин.
«Соседские истории» повествуют о группе друзей, обучающихся в школе искусств. Микако увлечена созданием одежды — шьет для себя и обожает необычные яркие костюмы. Ее заветная мечта — создать бренд одежды Happy Berry. Цутому — друг детства Микако и ее сосед. Они всегда проводили вместе много времени, но с возрастом их отношения начали меняться. Сама Микако не сразу осознает чувства к Цутому, к тому же тот увлекается главной красоткой школы — Марико, которую многие называют «Фигуркой» за ее легкомысленное поведение и проявление сексуальности. Микако, однако, не отчаивается, когда Цутому вдруг заводит отношения с «Фигуркой»: вместо этого она решает сконцентрироваться на пути к мечте и объединяет друзей в кружок «Акиндо». Теперь они вместе создают различные товары для своего уличного магазинчика: Микако вместе с подругами Рисой и Май шьет одежду и игрушки, Цутому — мастерит модельки роботов, а их общий друг, программист Дзиро создает компьютерные игры. Цутому вскоре понимает, что ему куда интереснее проводить время с Микако, чем с Марико, с которой он даже не может найти общих тем для разговора. Так, на фоне роста популярности «Акиндо» и коллективных творческих поисков, развиваются и отношения наших друзей детства.
Тем, кто смотрел или читал «Ателье Paradise Kiss», многие имена и названия покажутся знакомыми. Все так: некоторые персонажи «Соседских историй» предстают там повзрослевшими. Микако — старшая сестра Мивако и создательница бренда Happy Berry, о котором школьницей еще только грезила. Цутому — известный фотограф, а парень Мивако, Араси — сын Рисы, лучшей подруги Микако. В «Соседских историях» мы можем наблюдать, как эти герои постепенно шли к мечте и менялись. Конечно, графика и дизайны персонажей в обоих аниме разительно отличаются. «Истории» Ядзава рисовала для куда более детского журнала, но даже тогда эта манга сильно выбивалась на фоне работ, печатавшихся на соседних страницах. Аниме по «Историям» снимали в надежде захватить две аудитории: юных девочек, для которых ранее и было все сёдзё-аниме на рынке, и молодых женщин, кого бы заинтересовали более взрослые темы.
Для последних произведений Ядзавы характерны размышления о пути женщины в жизни и ее призвании. Выбор между рискованной карьерой мечты и уютным семейным бытом (Микако и Нана Осаки). Череда скоропалительных отношений в попытке обрести личное счастье (Марико и Нана-Хатико). В «Соседских историях» также интересно то, как юноша поддерживает возлюбленную. Цутому переживает, что не может разобраться, чем же хочет заниматься по жизни. Но он осознает талант Микако и поддерживает ее стремление исполнить мечту. Даже если это означает какое-то время терпеть разлуку с любимой. Можно сказать, что практически все эти вопросы и ситуации легли в основу бестселлера «Нана» — уже зрелой работы Ядзавы, сегодня — заслуженной классикой аниме.
«История маленькой любви» (1982)
Когда речь заходит о таком формате манги, как ёнкома (истории из четырех кадров), то мы обычно вспоминаем «Адзумангу» или, например, «Счастливую звезду» (Lucky star). Это комедийные зарисовки о повседневной жизни девочек, изначально рассчитанные на мужскую аудиторию. Если же говорить о старых ёнкомах, то, несомненно, одна из известнейших работ в этом направлении — «Садзаэ-сан» (1946), по мотивам которой с 1969 года продолжает выходить аниме-сериал. Куда меньше известен за пределами Японии аниме-фильм «История маленькой любви» (Chiisana koi no monogatari), о котором пойдет речь сегодня. Это тоже экранизация ёнкомы — самой продолжительной в истории манги.
Аниме знакомит нас со старшеклассницей Огавой Чико (Тико), которую в школе прозвали «Чичи». Она обладает очень маленьким ростом и ужасно комплексует из-за этого. Полученное прозвище одновременно связано и с именем «Чико», и с японским прилагательным «маленький» («чиисаи»). Однажды Чико случайно знакомится с юношей из ее школы — высоким красавцем Сатоси по кличке «Салли», в которого со временем влюбляется. Чтобы быть к нему поближе, героиня вступает в тот же драмкружок, куда ходит Салли. Постепенно они начинают встречаться. Однако первые чувства еще должны окрепнуть и «повзрослеть». Ведь сама Чико частенько беспокоится, что Салли совсем не интересна такая «коротышка», как она. Даже завязав отношения, героиня только учиться доверять возлюбленному, которого ревнует к окружающим девушкам.
Небольшой фильм разделен на времена года, сквозь которые растут и крепнут отношения Чико и Салли. Переходы между сезонами сопровождаются стихами, передающими чувства и переживания героини. Аниме в целом очень «поэтичное»: нежные пастельные фоны и прекрасные изображения природы дополняют атмосферу первой влюбленности. При этом сами персонажи нарисованы довольно условно — влияние первоисточника-ёнкомы, где главное — простота и комедийный эффект. Особенно в аниме выделяется дизайн самой Чико: она сразу запоминается нескладными ножками, изображенными в виде нот. Такой комедийный прием во многом отражает ее восприятие себя.
Сочинившая мангу Тикако Мицухаси рисовала небольшие истории, которые легли в основу «Маленькой любви», еще во время учебы в старшей школе. Первые выпуски появились на страницах журнала Utsukushii Jidai в 1962 году. После этого публикация продолжалась более 50 лет в самых разных журналах: от литературных изданий для девушек и женщин до журналов манги и сборников ёнком. Так «Маленькая любовь» и стала одним из самых продолжительных произведений в истории манги. Удивительно, но Мицухаси продолжает рисовать своих героев и сегодня, а еще ведет блог «История маленькой любви», где собраны ситуации из жизни, знакомые каждому. Где-то зритель понимающе улыбнется, где-то — припомнит юношеские переживания и неловкость, а персонажи точно полюбятся — насколько они живые и неидеальные. Близкие зрителю, несмотря на условную и простую графику.
«Семерка идолов» / Idolish7 (2018 — настоящее время)
В наше время сложно удивить историями об айдолах — их сейчас огромное количество на любой вкус. От получивших второе дыхание исполнителей 1980-х и огромных групп из десятка миловидных девушек/юношей до айдолов виртуальных. С распространением в Японии «мобаг» — мобильных игр, замешанных на гаче с карточками любимых персонажей, — популярность анимешных айдолов тоже принялась стремительно расти. Как правило, крупная франшиза включает в себя мангу, несколько сезонов аниме, игры (сейчас популярны мобильные ритм-игры), множество музыкальных альбомов и, конечно, концерты, где сэйю воплощают персонажей в реальности. Что же позволило Idolish7 стать одной из самых успешных франшиз для женской аудитории? И чем она лучше других игр и аниме про мальчиков-айдолов? Ведь, казалось бы, на этой почве уже ничего не придумать, кроме многочисленных пародий.
Аниме и игра знакомят нас с начинающей группой Idolish7, над которой берет шефство девушка Цумуги, чей отец — владелец агентства. Юноши подобрались самые разные: старшеклассники и молодые мужчины с непохожими целями (кто-то и не думал становиться айдолом). Вместе с Цумуги ребята с нуля начинают путь к популярности — сюжет совершенно незамысловатый, похожий на большинство историй про айдолов. Например, создатели Idolish7 совершенно точно вдохновлялись таким мастодонтом жанра, как «Поющий принц» (Uta no prince-sama), начавшийся с серии игр для PSP. Однако здесь очень важна подача: жанровая палитра Idolish7 колеблется от тяжелой драмы и доброй комедии до психологического детектива и даже мистического триллера! История насколько разнообразна и проникновенна, что буквально влюбляет в себя и своих харизматичных героев. Кстати, трогательной романтике тоже находится место. Однако перед нами не «гаремник», где внимание юношей сосредоточено на Цумуги, как могло бы быть. У нее есть двое обожателей, которым, однако, не очень везет на личном фронте: ведь наша Цумуги — девушка серьезная. Все ее внимание на данном этапе жизни занимает любимая работа. Что, разумеется, приводит к ряду комедийных моментов.
Главное в Idolish7 — искренние, живые и неидеальные персонажи: все со своими слабостями и страхами, которые им предстоит преодолеть. Еще одна отличительная черта — отсутствие главного героя. Здесь интересно следить за судьбой каждого: за всех серьезно переживаешь, пока трудности не окажутся позади. Сначала можно подумать, что за событиями мы будем следить глазами милашки Цумуги. Затем кажется, что в центре внимания окажется фронтмен группы Рику, но фокус со временем переключается на других персонажей (и даже иные группы, совершенно непохожие по стилю и подаче на Idolish7). Например, взрослый и известный дуэт RE:VALE играет веселые песни, похожие на композиции 1980-х. Трогательные и дружелюбные юноши из группы TRIGGER поддерживает образ дерзкой и сексуальной троицы (кстати, они стали первым в истории Японии аниме-бойзбэндом возглавившим легендарный хит-парад Oricon).
Любопытно, что над дизайнами персонажей и некоторыми манга-адаптациями франшизы работала известная сёдзё-мангака Арина Танэмура («В поисках полной луны», «Воровка-камикадзе Жанна»). Одна из самых известных мейнстримных мангак конца 1990-х и начала 2000-х, Танэмура — большая фанатка айдолов: она в том числе известна фан-артами по франшизе «Поющий принц» и мангой о реальной айдол-группе Fudanjuku.
Аниме Idolish7 — это довольно близкий и внимательный пересказ сюжета игры, созданный студией TROYCA. Можно смело открывать сердце сериалу — об этом вы точно не пожалеете. Тем более в октябре начался новый сезон!
Политика и мечты в альтернативном Китае: «Повесть о стране цветных облаков» (2006-2007)
Популярность китайских новелл и китайской анимации дунхуа неуклонно растет, а весь мир с упоением играет в Genshin Impact. Бум поп-культуры Китая породил волну интереса к его истории и эстетике, в том числе — среди (русскоязычных) поклонников аниме. Взять хотя бы популярнейшее в Японии «Царство» (Kingdom) или недавний онгоинг «Ворона в императорском гареме» (Kokyuu no karasu). Такие произведения часто относят к специальному жанру Chūka-fū (дословно — «в китайском стиле», «вдохновленный Китаем»). Один из хитов направления, где действие происходит в стране, похожей на средневековый Китай, — серия ранобэ «Повесть о стране цветных облаков» (Saiunkoku monogatari) Юкино Сай. В 2007 году вышла его аниме-адаптация от студии Madhouse.
Сюрэй — девушка из знатного, но обедневшего рода. Она обожает учиться и подрабатывает, обучая детей при храме. Отец Сюрэй работает в библиотеке при дворце и известен как исключительно умный и образованный мужчина, который очень любит дочь. Страна находится в упадке, а обычные люди страдают от бедности и голода, так как император фактически бросил управление и стал затворником (мало кто из народа даже знает, как он вообще выглядит). Главная мечта Сюрэй — стать государственной служащей, чтобы помочь стране и ее жителям. Девушка отлично разбирается во многих тонкостях экономики и политики, постоянно изучает материалы на тему. Однако Сюрэй не так-то просто исполнить мечту: ведь по местным законам экзамены на госслужбу могут сдавать только мужчины.
«Повесть о стране цветных облаков» — это, прежде всего, история упорства и дружбы. Сюрэй счастливым образом познакомится и подружится с императором, который окажется вовсе не таким лентяем, как многие о нем думают. Она получит шанс наравне с мужчинами участвовать в экзамене, но подготовка к нему и работа при дворце будут очень тяжелыми: многие не захотят доверять девушке и воспринимать ее всерьез, а некоторые начнут распространять о ней нехорошие слухи. Но Сюрэй — сильная и смелая, она обязательно пройдет через все трудности и исполнит мечту. Девушка будет строить карьеру госслужащей с нуля, отправляясь решать политические проблемы в самые опасные уголки страны и встречая на своем пути новых друзей.
Оригинальную серию романов иллюстрировала Кайри Юра, она же рисовала мангу по мотивам. Художница наиболее известна благодаря дизайну персонажей к первой в истории отомэ-игре «Анжелика» (Angelique), поэтому и в аниме нас ждут визуально прекрасные и утонченные герои. К сожалению, манга и аниме не были завершены, в отличие от ранобэ. Тем не менее сериал гарантирует приятное погружение в волшебный мир альтернативного Китая, где многое основано на истории династии Тан. Политические интриги оттеняют бытовые сценки, полные легкого и доброго юмора, а наблюдать за взаимоотношениями персонажей — сплошное удовольствие. При этом в аниме достаточно и драматичных моментов, а еще есть элементы фэнтези — ведь Страна цветных облаков наполнена древними легендами и волшебством. Не обходится и без романтики: иногда неловкой и трогательной, а порой — взрослой и трагичной. Так, любовь, которую испытает Сюрэй, будет к не самому обычному персонажу, а чувства эти будет ждать сложная судьба.
«Повесть о стране цветных облаков» — отличный пример сёдзё в эстетике Древнего Китая, а еще то самое произведение, которое совершенно не хочется отпускать от сердца после просмотра, настолько становятся близкими его персонажи.
Злые улицы и верные подруги: «Цветущая банда Асуки» (1987-1990)
Боевик в сёдзё — пожалуй, один из наименее изученных жанров, при упоминании которого в голове обычно возникают ассоциации с токусацу и направлением махо-сёдзё. Действительно, мы привыкли, что в сериалах о девочках-волшебницах героини сражаются с монстрами, а битвы наполнены супергеройскими элементами, как в «Сэйлор Мун» или «Хорошеньком лекарстве». На деле жанр боевика представлен в сёдзё куда обширнее. Одно из его ответвлений — манга и аниме про культуру сукэбан: женские криминальные группы, популярные в 1960-1970-х и состоящие из девушек-подростков.
Среди видных представителей сёдзё-историй о сукэбан — Hana no Asuka-gumi! («Цветущая банда Асуки!», «Великолепная банда Аски!»). Мангака Такагути Сатосуми начала рисовать мангу о приключениях Аски и ее боевых подругах в 1985 году, очень быстро завоевав любовь аудитории. Ведь самое главное в Hana no Asuka-gumi! — это, безусловно, дружба между девочками, которая проходит серьезные проверки на беспощадных городских улицах. Даже сегодня японские фанатки с упоением обсуждают любимое произведение в соцсетях и рассказывают, что именно Аска научила их защищать слабых, быть смелыми и гордыми.
А ведь изначально сама героиня не была такой: Аску травили в школе, с чем она никак не могла справиться. В итоге девушка утратила желание жить и скиталась по улицам, где и познакомилась с малолетними хулиганками, принявшими ее в свою «стаю». Это заставляет героиню иначе взглянуть на окружающий мир и, как ни странно, стать лучше и сильнее. По сути, Аска — этакая благородная бандитка, которая помогает слабым и ненавидит зло.
Историю адаптировали в виде киносериала, фильма и нескольких радиопостановок, а Сатосуми написала множество продолжений: новейшая манга вышла совсем недавно — уже в дзёсэй-журнале. В 1987-м и 1990-м по мотивам «Цветущей банды..» на видеокассетах выпустили две односерийные «овашки» (OVA), которые лишь поверхностно рассказывали о прошлом Аски и ее подругах. Хотя аниме представляет собой экранизацию разных арок (основной и гайдэна), зато в нем отлично передан дух оригинала: мрачный и гнетущий, с большим количеством схваток между женскими коллективами.
OVA 1987 года рассказывала о противостоянии с бандой «Дьявольские леди», похитившей подругу главной героини. Параллельно к Аске присоединялась обычная девочка, которая шла на все ради мнимой дружбы с одноклассницами, но меняется, познакомившись с сукэбан. Мотивы искренней дружбы и предательства проходят через всю историю, сочиненную Сатосуми. В OVA 1990 года Аска вновь встречается с девушкой, когда-то бывшей ее наставницей и верной подругой. К сожалению, в аниме мы так до конца и не узнаем, почему их пути разошлись, вынудив сражаться друг против друга. В манге же конфликт является одним из центральных, затрагивая ряд непростых тем.
Любопытно, что среди фанатов аниме вторая OVA (Lonely Cats Battle Royale) долгое время считалась утраченной. В 2019 году копию удалось добыть одному энтузиасту — и теперь видео, наконец, доступно в сети.
Сегодня довольно сложно представить историю для младшей аудитории девушек, где героини курят, дерутся и участвуют в криминальной жизни Японии. А вот в 1980-е такая сёдзё-манга не была чем-то необычным. К тому же приближалось довольно тяжелое время — «потерянное десятилетие», — которое тоже наложило отпечаток на массовую культуру, в том числе — на сёдзё.
В поиске настоящего тебя: «Он и она и их обстоятельства» (1998)
Аниме «Он и она и их обстоятельства», также известное как «Каре Кано» (или «С его стороны — с ее стороны»), является первым проектом студии Gainax и режиссера Хидэаки Анно, созданным по мотивам сёдзё-манги и манги вообще. Однако работа над этим сериалом столкнулась с множеством трудностей и закончилась уходом Анно с поста режиссера (недавно прояснилось, что дело было не совсем так, однако в годы выхода аниме история нашумела).
Миядзава Юкино хороша всем: умна и красива, всегда готова помочь одноклассникам. В школе она считается одной из лучших учениц и образцом для подражания. Но мало кто знает, что все это лишь образ, отыгрываемый Юкино на публику. Дома она превращается в растрепанную лентяйку, одетую в спортивный костюм. Героиня предстает настоящей только перед любимой семьей. Никто из одноклассников даже и не догадывается, что их звезда одержима вниманием окружающих и старается быть лучшей ради популярности и похвалы.
Юкино вполне устраивала такая двойная жизнь, пока на горизонте не появился Арима. Этот прекрасный юноша начал «отбивать» ее фанатов: и в классе ребята все чаще стали обращаться к нему за помощью, и отметки у него тоже высокие, и сам Арима — воспитан и мил. Словом, настоящий соперник за внимание людей вокруг! Именно конкурента в нем и видит девушка, пока Арима не признается ей в чувствах. И это само по себе уже маленькая «победа» для Юкино: ведь юноша полюбил искусственный образ, а не ее настоящую. Героиня отвергает ухаживания, но Арима вскоре узнает ее «секрет», нагрянув в гости без предупреждения. Теперь уже победа оказывается на стороне юноши, который поначалу шантажирует Юкино, сваливая на нее кучу школьной работы. Так выясняется, что он и сам не такой уж мягкий и пушистый, а его публичное лицо — такая же маска. Однако постепенно двое становятся ближе, помогая друг другу стать собой.
С одной стороны, аниме представляет собой уникальное произведение с точки зрения как режиссуры, так и общей атмосферы. Съемки реальных мест перемежаются с анимацией, то и дело появляются кадры словно прямиком из манги, а еще сериал богат смешными деформами (чибиками) и эмоциональной палитрой персонажей. К тому же период работы Gainax над сериалом совпал с переходом от фреймовой анимации (cell animation) к созданию аниме на компьютере. Что мы также можем наблюдать на экране. С другой — как и в случае «Евангелиона», на последние серии не хватало денег, и студии пришлось как-то выкручиваться. В связи с этим в одной из последних серий, например, можно увидеть редкий прием «гэкимации» (гэкига + анимация), отсылающий к уличному театру камисибай: в кадре появляются бумажные фигурки с изображением персонажей. Интересная техника, но многих зрителей удивила такая внезапная смена стиля.
Кроме очевидных проблем с бюджетом в последних эпизодах, произошла и еще одна неприятность. Ходили слухи, что Анно вступил в конфликт с создательницей оригинальной манги — художницей Цудой Масами. Последняя хотела видеть в экранизации больше романтики, чем комедии. Анно не соглашался, хотя, как правило, слово автора — закон. Возможно, именно из-за упорства режиссера аниме получилось таким смелым и экспериментальным, что в сёдзё ранее встречалось куда реже.
Хотя Анно настоял, чтобы упор был сделан на комедию, а драмы в аниме было поменьше, это не так уж плохо отразилось на сюжете. В нем хватает не только забавных моментов, но и серьезных тем, знакомых каждому. В центре внимания — то, какими мы хотим казаться в глазах окружающих, стесняясь и/или боясь показать настоящих себя. Персонажи совместными усилиями преодолевают эти искусственные рамки, заводят все больше замечательных друзей и, конечно, влюбляются.
«Он и она и их обстоятельства» — добрая история о том, что через близкое общение с разными людьми мы способны найти и понять настоящих себя.
«Дореми: В поисках волшебства» (Majo no minarai wo sagashite, 2020)
Скорее всего, фильм «В поисках учениц для ведьмы», вышедший прошлым летом в российский прокат под именем «Дореми: В поисках волшебства», остался многими незамеченным. Очевидная причина — аниме связано с «Невезучей ведьмой Дореми» (Ojamajo Doremi), популярным в начале 2000-х детским сериалом в жанре махо-сёдзё. Действительно, новый фильм приурочен к 20-летнему юбилею франшизы, однако, как оказалось, он вовсе не требует экспертизы по сериалу и его ответвлениям. Более того, это произведение адресовано взрослой аудитории. И особенно хорошо оно будет понятно всем, кто увлекся аниме еще в детстве — совершенно не важно, каким именно.
Персонажи-анимешники или просто вдохновленные аниме — для современной индустрии не в новинку. Например, сейчас довольно известны манга и аниме «Так сложно любить отаку», а Сараса в «Девушках из оперы!», например, равняется на Оскар из «Розы Версаля». Авторы «Дореми…» тоже выбрали не самый обычный путь, решив рассказать не о знакомых ведьмочках, а об их фанатках. Сделать аниме о поклонницах этого аниме.
Главные героини фильма — Мирэ Ёсидзуки, Рэйка Каватани и Сора Нагасэ. Три молодые женщины разного возраста, у которых, на первый взгляд, нет ничего общего. Однако в детстве они все трое смотрели «Невезучую ведьму Дореми», пронесли любовь к сериалу сквозь года и с теплом вспоминают уже будучи взрослыми. Вот и знакомятся героини случайно — столкнувшись во время визита (так называемого аниме-паломничества) к старому зданию, которое послужило прототипом для волшебного магазинчика в «Дореми». Сначала их сплачивает общий интерес, но со временем героини становятся поддержкой друг другу и в повседневности.
Каждая как раз переживает непростой жизненный этап: проблемы в работе, выборе жизненного пути, отношениях с собой и окружающими. Женщины встречаются на выходных и в праздники, организуют совместные выезды по местам из любимого «Дореми». Во время этих экспедиций подруги попадают в настоящие приключения, которые помогают им разрешить свои проблемы. При этом совершенно, казалось бы, сказочным образом.
Отдельно стоит отметить романтическую линию Соры с юношей-фанатом «Дореми», которого девушки встречают во время путешествия. На его примере зрителю показывают распространенную ситуацию, когда «интернет-персона» не совпадает с образом в реальной жизни, а также — какое разное влияние на нас оказывает вовлеченность в фандом и преданность любимому аниме. Не всегда этот эффект положительный.
«Дореми: В поисках волшебства» — трогательное и наполненное теплом послание всем взрослым фанатам аниме, а еще отличное произведение о современных женщинах-отаку. Оно посвящено тому, что магией наполнен каждый наш день. Чуточка смелости, щепотка уверенности в себе, теплота дружбы — все это заклинания, благодаря которым мы движемся по жизни вперед. И особое место в этой повседневной магии занимают детские мечты и все то, чем мы так вдохновлялись в юные годы. Об этом никогда не стоит забывать.
«Огни пёстрой арены» (2003)
«Огни пёстрой арены» (Kaleido star) — оригинальный проект режиссера Сато Дзюнъити, чье имя связано со многими известными сёдзё-произведениями: «Сэйлор Мун», «Осторожно, золотая рыбка!», «Легенда о новой Белоснежке Притиар» и так далее. Очевидно поэтому разные источники нередко относят к сёдзё и Kaleido star, которое на деле не принадлежит к какой-то категории. Это скорее аниме для семейного просмотра, то есть — максимально широкой аудитории. Нам же «Огни..» интересны из-за тем циркового искусства и воздушной гимнастики, а также замечательных героинь, чья история тронет любого зрителя.
Девушка Сора переезжает из родной Японии в США, чтобы попытать удачу в любимом цирке Kaleido stage. Работать там для нее не только мечта, но и своего рода связь с покойными родителями. Именно с ними маленькая Сора впервые побывала на представлении Kaleido stage, и теперь она очень дорожит этими воспоминаниями. Однако стать частью труппы не так просто: героине предстоит пройти множество трудностей, обрести уверенность, побороть предвзятость окружающих и завести настоящих друзей.
Не обойдется и без волшебства: стоит Соре появиться в цирке, как ей является Шут — так называемый дух арены. Он примечает только тех, кто достаточно смел, чтобы однажды исполнить легендарный «мистический трюк» — очень сложный акробатический номер на большой высоте, который делают в паре. Теперь девушка должна не только усерднее тренироваться, но и найти партнера для необычного трюка. Шут же становится наставником Соры, а, поскольку окружающие его не видят, это порой приводит к комичным ситуациям.
Сериал включает в себя 52 эпизода и делится на две части: первая описывает путь Соры к «мистическому трюку», вторая рассказывает о событиях после и знакомит зрителя с новыми звездами арены. Не менее важна и тема дружбы/соперничества. Очень интересны взаимоотношения Соры и Лейлы — красивой, серьезной и очень талантливой артистки, которую обожают и почитают зрители. Изначально она не воспринимает Сору всерьез, но по мере развития сюжета они становятся близкими подругами и пользуются огромной взаимной поддержкой.
Сора вообще не любит соперничество: храня память о детском посещении цирка, она считает, что главное счастье — это улыбки зрителей. Именно такой подход во многом поможет ей стать настоящей звездой. А ее заразительные позитив и упорство изменят многих вокруг, включая самых вредных и заносчивых соперниц. И кто знает, возможно однажды кому-то из них тоже явится дух арены…
Не секрет, что при создании Kaleido star команда Сато Дзюнъити вдохновлялась представлениями Cirque du Soleil («Цирк солнца»), а консультантом по трюкам выступил известный японский акробат Дио Кобаяси. Возможно именно поэтому все представления в аниме выглядят так зрелищно и реалистично: от многих просто дух захватывает!
Пожалуй, лучше всего настроение красивого и яркого, очень доброго и динамичного Kaleido star описывает фраза Соры «Мечты — это крылья, они помогут достигнуть неба». Упорство героини на пути к цели, несмотря на любые преграды, очень мотивируют. Например, в сериале есть арка, когда из-за неудачи Сора начинает испытывать страх высоты, хотя до этого спокойно репетировала сложные трюки под куполом арены. И ей приходится сделать выбор: перебороть себя или распрощаться с делом всей жизни.
«Огни пёстрой арены» — это продуманная и трогательная история о мечте, на пути к которой не всё получается сразу, а бывают и дни, когда хочется все бросить. Именно поэтому хорошо смотреть Kaleido star в периоды отчаяния, поиска себя или просто плохого настроения. Это пример аниме, которое помогает вместе с главной героиней обрести уверенность в борьбе с жизненными невзгодами. В общем, именно то, чего сегодня многим из нас так не хватает.