аниме,  рецензии

Сёдзё-аниме: заметки. Часть 1

Если вы читаете мой ТГ-канал (https://t.me/shoujo_josei), то уже видели, что раз в две недели я выкладываю небольшие заметки о сёдзё-аниме разных лет, которые пишу специально для канала «Покебол с предсказанием» (https://t.me/penpenwork). Ниже все, что я написала для него за лето 2022 года, объединенное в один пост. Я стараюсь немного рассказать, как то или иное сёдзё отражает определенное время или разные культурные явления. Так что тут и «синдром воина» с тысячей прерождений; и аниме про гяру, над которыми было принято смеяться; и мрачное сёдзё с персонажами, срисованными с jrock-икон девяностых и много еще чего… Ёросику ^_^

«Пожалуйста, спасите мою Землю!»

«220 лет назад мы жили на Плутоне, но были убиты во время нападения. Я хочу найти тех, кто тогда сражался вместе со мной…»«Я — принцесса Лейла. Ищу мужчину по имени Наоки. Если ты помнишь, что в прошлой жизни мы были связаны, напиши мне…»

В 1980-е сотни подобных писем заполонили японские журналы, посвященные всему таинственному и оккультному. Писали объявления обычно юные девушки, неожиданно осознавшие, что являются реинкарнацией принцессы или воительницы (часто — с другой планеты).

В Японии данный феномен получил название «синдром воина» и появился на фоне мистического бума: помимо книг и аниме стали появляться тематических журналы со статьями, интервью и колонками читательских писем, куда писали люди (в основном, молодежь), столкнувшиеся с аномальным.

«Синдрома воина» часто связывают с выходом в 1983 году аниме «Хармагеддон» (Genma taisen), чьи герои оказались избранными воинами с паранормальными способностями, решившими объединиться для победы над злом. Многие подростки воображали, что они тоже волшебные защитники Земли, переродившиеся ангелами или экстрасенсами. Психологи связывали это с желанием выделиться и завести друзей.

«Пожалуйста, спасите мою Землю!» (Boku no chikyuu wo mamotte) — манга Саки Хиватари, которая начала публиковаться в сёдзё-журнале Hana to Yume в 1986 году. Используя «синдром война», она быстро обрела невероятную популярность (особенно у любителей фантастики и мистики).

Главная героиня Алиса переезжает с семьей в Токио, где знакомится с одноклассником Дзинпати и его другом Иссэем. Юноши посвящают ее в тайну: они видят похожие сны о прошлой жизни, в которых являются совершенно другими людьми — инопланетными учеными, изучающими Землю из космоса. Алиса спокойно относится к услышанному, но вскоре ей тоже начинает сниться нечто подобное (например, возлюбленный из прошлой жизни — Сион, реинкарнацию которого девушка теперь хотела бы повстречать). Алиса понимает, что связана с «сотрудниками» таинственной лунной базы, и друзья объединяют силы, чтобы связаться с другими «учеными». Для этого они размещают письмо в оккультном журнал Boo (отсылка к популярному журналу Mu, где расцветал «синдром»). Однако радость от встречи с «коллегами» постепенно сходит на нет, а далекое прошлое начинает негативно влиять на настоящее. Личности подростков уступают место «прошлым Я», зачастую одержимым жаждой мести из-за случившегося между учеными на базе. К тому же некоторые персонажи выдают себя не за тех, кем были на самом деле.

История превращается в притчу об умении прощать и отпускать, жить настоящим и строить будущее, а не нести с собой горечь страшных обид.

Манга стала настолько популярной, что «синдром воина» вытеснили письма «девочек из прошлой жизни». Девушки по всей Японии принялись искать потерянных друзей и возлюбленных из других миров. В 1989 году, однако, дело зашло слишком далеко: три подруги, познакомившиеся по переписке, решили совершить самоубийство, чтобы попасть в выдуманный мир. Их удалось спасти, но происшествие получило сильный резонанс: многие оккультные журналы позакрывались — либо перестали публиковать письма «девочек из прошлой жизни». А каждая глава манги «Пожалуйста, спасите мою Землю!» теперь сопровождалась предупреждением, что история — чистый вымысел.

Когда шумиха вокруг темы с реинкарнацией и друзьями прошлого поутихла, в виде шестисерийной OVA вышла экранизация первых томов «Пожалуйста, спасите мою Землю!» (1993-1994). Хотя сюжет аниме не был завершен и служил скорее рекламой манги, картина получилась запоминающейся и невероятно красивой. Это еще и одно из первых аниме, где отметилась легендарная Ёко Канно, позже подарившая нам саундтреки к «Ковбою Бибопу» и «Волчьему дождю». Эндинг OVA — композиция «Память времени» (Toki no kikoku), написанная Канно, — довольно точно передает атмосферу истории: захватывающая, драматичная и немного пугающая.

До мурашек.

«Супердевчонки! Котобуки Ран» (2001)

Образ юной школьницы прочно закрепился в японской культуре вскоре после введения женского образования и распространения понятия «сёдзё», включающего в себя куда больше, чем просто «девушка». Образ этот постоянно менялся, отражая особенности и культурные ценности того или иного времени. В 1990-х японская школьница стала известна за рубежом, в том числе благодаря распространению популярной культуры, включавшей в себя понятие «гяру».

«Гяру» («gal», «girl», «девушка») для многих японцев сегодня является лицом уличной моды конца 1990-х и начала 2000-х. Это яркие девушки, которые обожали брендовые вещи, не стеснялись экспериментировать с макияжем и вели себя довольно раскованно. С одной стороны, гяру — это о проявлении индивидуальности, яркой и увлекательной жизни, свободе юной души. С другой, образ гяру демонизировался СМИ и стал отчасти скандальным — даже порицаемым в обществе. Для многих японцев школьницы-гяру, любившие яркий макияж, «свободные носки» и крашеные разноцветные волосы, ассоциировались с легкомыслием и глупостью. Масла в огонь подливали участившиеся случаи проституции среди юных девушек — «когяру» («маленькие гяру»), которые ходили на свидания со взрослыми мужчинами, получая от них деньги на дорогие брендовые вещи. Именно из-за шумихи вокруг подобных инцидентов к гяру часто относились с насмешками и неодобрением.

В 2001 году начался показ аниме «Супердевчонки! Котобуки Ран» (Super Gals! Kotobuki Ran) — экранизации популярной сёдзё-манги Михоны Фудзи. В сериале с большой любовью рассказано как раз о буднях и дружбе трех старшеклассниц-гяру. Главная героиня — Ран, настоящая гроза Сибуи — района Токио, популярного у молодежи. Она мастерски разрушает все предубеждения, связанные с гуря: любительница модных вещей и распродаж, девушка проявляет силу и независимость, не терпит несправедливости и всегда готова помочь тем, кто в беде. Во многом это влияние семьи, которая вся состоит из полицейских.

Аниме относится к жанру повседневности и не в последнюю очередь ценно тем, что описывает молодежную культуру Японии конца 1990-х и дружбу трех непохожих девушек. Авторы манги и аниме относятся к героиням серьезно, без насмешек и предрассудков. Несмотря на то, что в Super Gals! множество веселых приключений, в нем хватает и драматичных моментов, описывающих серьезные молодежные проблемы. Это и участие одной из подруг, Мию, в женской банде, откуда ей удалось в итоге уйти и переосмыслить свою жизнь. И проблема проституции среди школьниц, которая показана через колебания Айи — одной из лучших учениц, испытывающей сильное давление со стороны родителей. Ран помогает подругам разобраться в себе, преодолеть трудности и гордиться тем, что они — гяру.

Super Gals! Kotobuki Ran — отличная возможность заглянуть в прошлое культуры гяру и посмотреть аниме о дружбе, побеждающей все невзгоды и предрассудки. Романтика в сериале тоже есть: добрая и красивая.

Любопытный факт: сейчас Михона Фудзи, придумавшая оригинальную мангу, работает над продолжением, где героини закончили школу. Мию вышла замуж за старшего брата Ран, Айя поступила в университет, а сама Ран находится в поисках себя и того, чем бы она хотела заниматься по жизни. При этом вся компания продолжает весело зависать вместе и остается гяру.

«Обитель ангелов» (2000)

2000 год во многом стал переломным для сёдзё-аниме: именно в этот период стремительно набирает популярность жанр мрачного фэнтези и историй со спорными, даже скандальными сюжетами. Так в массовой культуре отразились предсказания надвигающегося «конца света» и общий интерес к оккультным жестоким историям среди «потерянного поколения» японской молодежи. OVA «Обитель ангелов» — отличный пример как раз такого тёмного сёдзё, говорящего на запретные и щекотливые темы: инцест, религия, наркотики. Экранизация включает в себя лишь первые тома манги, так что это своеобразная реклама объемного и многослойного первоисточника. Однако она отлично передает его атмосферу.

В центре внимания — запретная любовь Сэцуны Мудо и его сестры Сары, которых разлучили родители. А тут еще в Токио начинают происходить мистические события: кто-то распространяет диски с видеоигрой, меняющей сознание людей и буквально взрывающей игрокам головы. Параллельно Сэцуну начинают преследовать демоны и ангелы, столкнувшись с которыми он узнает, что является реинкарнацией органического ангела Алексиэль, поднявшей восстание против «коллег». Однако юношу мало волнуют разбирательства между раем и адом, как и желание преследователей пробудить его ангельскую сущность. Пока не случается страшное: погибает Сара. Теперь Сэцуна готов отправиться за сестрой даже в Преисподнюю и бросить вызов самому Богу, лишь бы вернуть возлюбленную. Что ему и предстоит сделать, одновременно примиряясь со второй личностью — Алексиэль, — у которой при жизни тоже хватало как почитателей, так и врагов.

По настроению «Обитель ангелов» можно сравнить с популярной мрачной серией видеоигр Shin megami tensei. Это долгое захватывающее приключение, где главному герою будут помогать демоны и ангелы, а в конце придется сделать правильный для себя выбор. В остросюжетном триллере нашлось место и комедийным вставкам, и романтике, а религиозная тематика переплетается с наукой и техническим прогрессом: даже Бог в «Обители ангелов» выглядит как огромный компьютер. А еще это произведение пропитано стилем вижуал кей (visual kei) и отсылками к музыкальному направлению j-rock 1990-х. Любви к этой культуре мангака не скрывает: она, например, рисовала отдельные додзинси про группу Buck-tick, а в манге неоднократно оставляла «пасхалки» к песням Pierrot. Многие персонажи «Обители» срисованы с известных джейрокеров — Хайд (L’Arc’en’Ciel), Кирито (Pierrot), Сугидзо (Luna sea) и не только.

«Обитель ангелов» обязательна для ознакомления, если вы интересуетесь, что было популярно у японских неформалов 1990-х, чем они жили и что любили. Все это, в свою очередь, нашло отражение в сёдзё-аниме и манге.

«Токио Мяу Мяу» (2002)

Сегодня главным аниме в жанре махо-сёдзё (девочки-волшебницы), рассчитанным на аудиторию девочек, по праву считается серия «Хорошенькое лекарство» (Pretty cure). Кроме него подобные произведения на рынке практически отсутствуют, если, конечно, не считать всевозможные переосмысления в направлении сэйнэн. Однако 1990-е и начало 2000-х — это, несомненно, было во многом время махо-сёдзё для девочек, подарившее нам множество культовых сериалов. Одним из них стало аниме «Токио Мяу Мяу» (Tokyo Mew Mew), транслировавшееся как раз на «закате» популярности жанра в Японии и получившее известность в других странах. Удивительно, но в России есть целое поколение поклонниц Tokyo Mew Mew, выросшее на этом сериале в 2010-е благодаря просмотру в сети. Сейчас франшизу «реанимировали», запустив целую серию различных произведений по мотивам, среди которых и ремейк аниме 2002 года — Tokyo Mew Mew New, начавшийся этим летом.

Изначально Tokyo Mew Mew — это манга Рэйко Ёсиды и Мии Икуми, получившая затем масштабное воплощение в виде аниме, видеоигр, песен и манги-сиквела. Милая и немного неуклюжая Итиго получает волшебную силу от ириомотейской кошки, занесенной в Красную книгу. Теперь у девушки появляются «кошачьи повадки»: она полюбила рыбу и научилась приземляться на обе ноги, падая с большой высоты. А еще, когда Итиго волнуется, у нее на голове выскакивают кошачьи ушки, что причиняет массу неудобств. Как вскоре выясняется, дар перевоплощения девушка получила для того, чтобы сражаться с чудовищами, в которых нагрянувшие на Землю инопланетяне превращают обычных животных. В борьбе героине помогают четверо других девочек, обладающих силой разных животных, а также два красавца-ученых, чья база существует под прикрытием в виде кафе.

Хотя сюжет «Токио Мяу Мяу» затрагивает серьезные проблемы экологии и вымирания редких животных, аниме получилось довольно легким и незатейливым. Секрет успеха не только в команде, состоящей из разных героинь, что стало уже эталоном махо-сёдзё того времени. Дизайн девушек содержал элементы «моэ», притягательные для отаку и просто кавайные: ушки и хвосты; платья горничных, в которых девочки подрабатывают в кафе. Интересной для зрителей стала и необычная романтическая линия с участием нескольких юношей: Итиго с самого начала взаимно влюблена в Аояму, однако к девушке испытывает симпатию и один из главных антагонистов — инопланетянин Киссю. Кроме того, юный гений Сироганэ постоянно то дразнит Итиго, то относится к ней с заметным теплом.

Ремейк сериала Tokyo Mew Mew New сохранил атмосферу старого аниме и явно адресован, в первую очередь, его преданным фанатам. Но, разумеется, спустя 20 лет решено было внести кое-какие изменения. Персонажи ремейка «повзрослели» на несколько лет, а порядок встречи девочек друг с другом немного изменен. Для озвучки пятерки героинь пригласили молодых сейю, из которых создали айдол-группу Smewthie. Интересно, что сейю Итиго выбирали, можно сказать, из народа. Совершенно любая девушка могла подать заявку на аудирование и попасть на специальные курсы, по результатам которых и выбирали победительницу. Сейчас на официальном YouTube-канале (https://www.youtube.com/c/tokyomewmew/featured) Tokyo Mew Mew можно найти разные видео с сейю героинь: от клипов на песни к аниме до смешных зарисовок из жизни и совместного прохождения видеоигр.

Новый сериал совершенно спокойно можно смотреть и тем, кто никогда ничего о франшизе не слышал. Это хороший шанс познакомиться с современным подходом к старому махо-сёдзё на фоне череды новостей о ремейках и разного рода продолжениях. Затем можно погрузиться, например, в еще одно необычное переосмысление жанра — мангу Tokyo Mew Mew Ore!, где Землю от инопланетян спасает пятерка юношей, а главная героиня — юная ученая помогает возлюбленному «махо-сёнэну» с кошачьими ушками.

«Девушка из оперы!!» (2021)

Театр Такарадзука, где все роли исполняют исключительно женщины, давно идет бок о бок с сёдзё-мангой и аниме. Одна из известнейших работ «бога манги» Осаму Тэдзуки, «Принцесса рыцарь» (1953), была написана под впечатлениями именно от женского театра. «Роза Версаля» (1972) Риёко Икэды принесла Такарадзуке небывалую популярность, когда там прошли первые спектакли по этой великой манге. И сегодня в театре тоже частенько можно увидеть представления по мотивам известного сёдзё: «Семья По» Мото Хагио, «Современная девушка» Ваки Ямато и так далее. Такарадзука занимает в девичьей культуре Японии важное место, а тысячи девушек грезят стать звездой труппы. Однако попасть на сцену не так-то просто: прежде юные актрисы много учатся и проходят суровый отбор.

Именно о начинающих актрисах Такарадзуки, которые занимаются в специальной школе, и рассказывает аниме «Девушка из оперы!!». Это адаптация первых томов одноименной манги Кумико Сайки, которая изначально выходила в сэйнэн-журнале, но позже «перебралась» в сёдзё-издание. Долговязая и добродушная Сараса — настоящая фанатка «Розы Версаля», которая мечтает сыграть ее культовую героиню Оскар. В школе при театре Кока (здесь женский театр получил именно такое название) Сараса знакомится с нелюдимой и замкнутой Ай — бывшей участницей айдол-группы, испытывающей страх и неприязнь к мужчинам. Девушки совершенно не похожи, однако непонимание сменяется дружбой и поддержкой в учебе и по жизни. Вместе они решают стать звездами школы и обязательно попасть на сцену театра как состоявшиеся актрисы.

Аниме умело избегает штампов и показывает современные проблемы девушек Такарадзуки. Преодоление травм детства, булимия, отказ от мечты и поиск новой себя, вопросы таланта и вдохновения. «Девушка из оперы!!» свита из историй учениц театральной школы, где всем им невольно сопереживаешь, всех начинаешь поддерживать. И хотя аниме не может похвастаться динамичными сценами или необычными визуальными решениями, именно за счет изображения повседневности разных героинь зритель в итоге с замиранием сердца смотрит на их финальное выступление.

Тандем главных девушек интересен отдельно. Самая высокая и сильная в классе, на сцене Сараса демонстрирует удивительный талант копировать мимику и игру разных актрис, но при этом очень мила и во многом наивна. Ай — миниатюрная и женственная, но серьезная и порой агрессивная. Возможно, им бы впору исполнять более подходящие по темпераменту роли, но Сараса хочет играть мужчин, а Ай достается партия романтичной Джульетты… Благодаря этому аниме очень живое и даже захватывающее — ведь актриса должна уметь изобразить самые разные судьбы и характеры.

Такарадзука и женская школа — всегда были отличными поводами для историй в жанре юри (как у мангаки Такако Симуры, например), однако здесь от этой, казалось бы, ожидаемой темы мангака ушла. Тем не менее романтика хватает — и самой разной, а Сараса и вовсе удивляет одноклассниц тем, что у нее сразу есть молодой человек. Он тоже играет не последнюю роль в истории и помогает лучше понять нашу харизматичную героиню.

«Девушка из оперы!!» — отличное современное аниме о девушках и театре. А мангу еще и «благословила» сама Икэда Риёко — создательница той самой Оскар. Именно ее рекомендацию к ознакомлению можно встретить на обложке первых томов этой яркой звездочки сёдзё.

«Звезда из Страны хлопка» (1982)

Сегодня кошачьи ушки «нэко мими» — постоянный атрибут в аниме, прочно ассоциирующийся с «няшностью». Они стали популярным элементом культуры отаку, ведь с кавайными ушками любой персонаж сразу же становится милым и забавным. Сложно найти анимешника, который бы не любил нэко-тян. Удивительно, но сёдзё про одну такую девочку и популяризировало кошачьи ушки в 1980-е.

Осима Юмико — фигура в истории манги известная и критиками очень уважаемая. Именно ее выделяют наравне с Такэмией Кэйко и Мото Хагио как «революционерку» манги для девочек. Визитная карточка Осимы — это, без сомнения, «Звезда из Страны Хлопка» (Wata no kuni hoshi). Философская притча о взрослении и о том, как ребенок воспринимает окружающий мир. Эта манга оказала огромное влияние на индустрию аниме и манги, а в Японии считается одной из самых известных.

Главная героиня произведения — бездомный котёнок Тибинэко («Крошка кошка»). Прежние хозяева ее бросили, но малышку подобрал юноша по имени Токио и поселил у себя дома. Сам Токио недавно провалил вступительные экзамены в университет и отчаянно пытается найти свое место в жизни, тяжело переживая неудачу. Он живет вместе с отцом-писателем и доброй матерью. Мама, однако, испытывает ужас перед кошкам, а еще страдает аллергией на них. Тем не менее родители разрешают приютить котёнка в надежде, что сыну так будет легче пережить недавний стресс.

Именно в «Звезде из Страны хлопка» едва ли не впервые был использован прием, когда все кошки изображены в виде людей с ушками и хвостами, но привычного для питомцев размера. Еще они понимают человеческую речь, хотя герои видят их как мяукающих кошек. Позднее этот прием появился во множестве произведений: «Волшебная девочка-кошка Таруто», Cone*Cone Fancia и так далее. Тема получила развитие в культуре отаку, и сегодня даже на улицах России можно увидеть девушек в ободках с нэко мими.

Тибинэко проникается к Токио симпатией, которая перерастает в детскую влюбленность. Она считает, что все люди когда-то тоже были котятами, а значит, когда Тибинэко вырастет, то непременно тоже станет человеком. Если бы только можно было поскорее стать взрослой! Изо всех сил Тибинэко старается освоить человеческие повадки, но её попытки оборачиваются неудачей. А тут еще Токио знакомится со студенткой и влюбляется в нее. Тибинэко узнает о некой Стране хлопка, где можно исполнить свою мечту и стать человеком. Но правда ли это? Чтобы узнать наверняка, котёнок отправляется на поиски волшебной страны, желая поскорее повзрослеть.

Полнометражный фильм «Звезда из Страны хлопка» был выпущен в 1982 году Mushi Production. Хотя он включает в себя только первую часть оригинальной манги (путешествие Тибинэко в поисках Страны хлопка), это довольно цельное произведение обязательное к просмотру всем, кто интересуется историей аниме и сёдзё в целом. Шикарная анимация и саундтрек, написанный французским пианистом Ричардом Клайдерманом, точно передают атмосферу манги: светлое и радостное детство, совсем рядом с которым находится мир взрослых — таинственный и порой опасный. Все мы когда-то были котятами, но почему же многие из нас забыли об этом?

«Хал» (2013)

Как ни посмотри, а «Хал» — также известен как «Хару» и «Робот Хал» — проект примечательный и любопытный. Первое аниме студии WIT, многим известной по «Атаке Титанов» и, например, недавнему «Рейтингу короля». Дебютная работа Рётаро Макихары в качестве режиссера. А еще — пример интересного медиа-микса в сёдзё-культуре: не зря дизайны персонажей покажутся поклонникам жанра такими знакомыми.

Действие фильма происходит в Киото будущего, где люди сосуществуют с роботами. Более того — есть особый вид терапии, когда андроиды помогают человеку справиться с депрессией. Все начинается с того, что юноша Хару, в честь которого и получил название фильм, умер. Утрату юноши очень тяжело переживает его возлюбленная Куруми: она больше не улыбается, не выходит из дома, а жизнь перестала ее радовать. Дедушка Куруми, чтобы помочь внучке пережить горе, решается на отчаянный шаг — отправляет к ней андроида, для которого воссоздают внешность возлюбленного. Робот не призван заменить Хару настоящего, да и Куруми прекрасно понимает, что перед ней андроид.

Но постепенно Куруми начинает рассказывать ему о своем Хару и доверять все то, что не успела сказать любимому: делиться сожалениями и радостями, переживаниями и мечтами. Куруми пишет на кубике Рубика свои желания, которые помогает ей исполнить робот. Это какие-то, на первый взгляд, совершенно будничные и простые вещи: сходить вместе на фестиваль, увидеть жирафа, поесть вкусностей… Но именно через них Куруми постепенно начинает возвращаться к жизни. Параллельно Хару и сам постигает окружающий мир, начинает замечать важные мелочи, радоваться совершенно обычным вещам.

Авторам удалось сделать небольшой, но очень сильный фильм о переживании утраты родного человека. О том, как жить дальше тем, кто остался. Что делать с невысказанными чувствами и сожалениями. Очень трогательная и красивая концовка фильма мало кого оставит равнодушным. В произведении есть и неожиданный интересный поворот, который позволяет посмотреть на происходящее совершенно с новой стороны.

«Хару» невероятно красивый: потрясающие графика и анимация, теплая и уютная атмосфера. Искрящийся огоньками Киото с множеством маленьких деталей словно противостоит дыханию смерти. «Хару» учит нас ценить мелочи, видеть в них самое важное, то, что позволяет радоваться каждому прожитому дню. Ведь счастье строится из совершенно обычных вещей — повседневной жизни, маленьких приятностей, тепла близких, друзей и любимых.

Как и было сказано выше, «Хару» — проект медиа-микс, включающий в себя разные воплощения. Выход фильма анонсировали в журнале сёдзё-манги «Маргарет» — там же за несколько месяцев до премьеры начала выходить манга «Хару». Рисовала ее художница Аясэ Уми, а вот дизайн персонажей для фильма выполнила многим известная сёдзё-мангака Сакисаки Ио. Один из ведущих авторов «Маргарет», на тот момент она была невероятно популярна в Японии. Возможно, вы знакомы с поздними адаптациями ее манги «Дорога юности» (Ao haru ride) и «Любит — не любит» (Omoi, Omoware, Furi, Furare). Последнее аниме даже показывали в кинотеатрах России зимой 2021 года. Получается, еще до выхода первого аниме по манге Сакисаки Ио, она дебютировала на телевидении именно с «Хару».

Добавить комментарий