события,  статьи

«Комикет» – любовь и превозмогание отаку

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 31 декабря 2019 года.

«Комикет» («Comiket» от «Comic market») – самая большая ярмарка комиксов в мире, которая проходит в выставочном пространстве «Tokyo Big Sight» 2 раза в год. Ежегодно ярмарка собирает огромное количество участников и посетителей – поклонников аниме и манги, видеоигр, косплея. Это настоящий рай для отаку, которые часто идут на все, чтобы первыми попасть к любимым авторам додзинси. Даже если для этого понадобится всю ночь провести в окрестностях «Tokyo Big Sight» или самому притвориться художником, участвующим в ярмарке.

Появился «Комикет» как проект кружка «Лабиринт» («Meikyuu»). В данном кружке состояли студенты университета Мэйдзи: Ёнэдзава Ёсихиро (сейчас его имя носит библиотека на территории кампуса), Анива Дзюн, Харада Тэруо и Такамия Сэйка. Все они занимались исследованием манги и писали статьи, которые публиковали в самиздатном журнале, также названным «Лабиринт».

Реклама первого «Комикета» (1975 г.)

Концепция ярмарки строится вокруг «кружков» – объединений любителей, которые представляют на «Комикете» свой продукт: это может быть видеоигра, музыкальный альбом, различный «мерч», любительская манга – как оригинальная, так и по мотивам какого-нибудь популярного произведения. Также «Комикет» – это площадка для начинающих авторов, которые впоследствии могут официально «дебютировать» как мангаки, музыканты или разработчики игр. Ярмарку регулярно посещают издатели и редакторы, вербуя новых художников. В России сейчас становится популярен некоторый аналог таких ярмарок: у нас он называется «аллея авторов», которая, конечно, куда менее масштабна и обычно проходит в рамках крупных мероприятий, посвященных комиксам и современной культуре.

В Японии многие известные мангаки начинали с выпуска любительской манги додзинси, но даже после своего «профессионального дебюта» продолжают участвовать в ярмарке. Иногда они создают додзинси по собственным официальным работам, которые содержат элементы, изначально в оригинале отсутствующие (обычно эротика или BL). И, хотя на «Комикете» такие мангаки участвуют под названиями своих кружков, поклонники прекрасно понимают, чьему перу принадлежат додзинси.

Реклама первого «Комикета» (1975 г.)

Первый «Комикет» прошел 21 декабря 1975 года и собрал более 700 участников. Сердцем мероприятия стали кружки, изучающие сёдзё мангу: в 1970-х этот тип манги как раз получил революционное развитие, многие сёдзё мангаки стали невероятно популярны. Главным кружком в 1975 году стал клуб фанатов творчества Хагио Мото – автора манги «Сердце Томаса» («Tōma no Shinzō»), по которой преданные поклонники даже создали свое аниме, транслируемое на площадках разных университетов Японии. Аудитория первого «Комикета» состояла из женщин более чем на 90%, а большинство додзинси в то время были яоем (термин «яой» использовали для обозначения именно додзинси, а не официальной манги).

Однако постепенно ситуация начала меняться: в конце 1970-х начинает набирать популярность манга Такахаси Румико «Эти несносные пришельцы» («Urusei Yatsura»), получившая экранизацию в 1981 году. Додзинси по данной работе заполняют «Комикет» в начале 1980-х. Примерно в то же время на ярмарке появляется мангака Хидэо Адзума, который распространяет додзинси журнал «Кибела», слоган которого звучит как «Вытурим яой с Комикета!». Содержание этого журнала напрямую повлияло на развитие жанра лоликон, который был противопоставлен яою и должен был привлечь к ярмарке мужскую аудиторию. В России издательством «Alt Graph» выпущена автобиографичная манга Адзумы «Дневник моих исчезновений», в которой автор упоминает в том числе и об этом периоде своей деятельности.

«Дневник моих исчезновений» Хидэо Адзума (Alt Graph, 2018)

Статистика «Комикета» показывает, что сегодня мужчины и женщины посещают ярмарку примерно в одинаковом соотношении. В некоторые годы случается, что та или иная аудитория доминирует. Бывали и случаи, когда среди кружков было больше женщин, а среди посетителей – мужчин. Что касается додзинси, то распространено мнение, что они обязательно должны носить эротический характер, хотя это совершенно необязательно. Любительская манга может быть выполнена в самых разнообразных жанрах и не содержать сцен секса вовсе. Также на «Комикете» кружки могут продавать оригинальные работы, не имеющие отношения к каким-либо произведениям, хотя сегодня с оригинальными историями авторы чаще участвуют в другой популярной ярмарке комиксов – «Comitia». Тем не менее, многие продают как додзинси и папки/открытки по известным произведениям, так и оригинальные работы.

На ярмарке можно встретить огромное количество косплееров: они могут представлять свои кружки, продавая фотобуки и свои фотографии, а также гулять на территории «Tokyo Big Sight» и позировать для фото.

Обложка каталога зимнего «Комикета» 2017 года

Нельзя посещать «Комикет», предварительно не изучив каталог: именно в нем содержится информация о всех участниках, номера их столов и зон, а также карта предстоящей ярмарки с обозначением фандомов. Продается такой каталог в каждом магазине «Animate» как в печатном виде, так и на дисках. Первый вариант представляет собой огромный тяжелый «кирпич» объемом в 3 журнала манги: после посещения ярмарки везти с собой в другую страну каталог мало кто захочет именно по причине его объема. В любом случае, рекомендуется вырвать из каталога специальные карты, где можно отметить кружки, которые вы собираетесь посетить, либо распечатать карту самостоятельно и диска-каталога. Уже на месте времени на то, чтобы разобраться, что к чему, скорее всего не будет.

Многие знакомы с фотографиями и видео с «Комикета»: огромная толпа, где не протолкнуться; бесконечные очереди; отаку, которые пулей вылетают из первой электрички и бегут к «Tokyo Big Sight». Людей на мероприятии действительно не просто много, а ОЧЕНЬ много. Это обязательно надо иметь в виду: во время летнего «Комикета» в Токио стоит ужасная жара, в связи с этим нахождение в толпе становится еще более проблематичным. На взгляд автора статьи – посещение зимнего «Комикета» проходит куда легче.

Обложка каталога летнего «Комикета» 2019 года

Ярмарка длится от 2 до 4 дней, которые обычно разделены по темам. Так, зимний «Комикет» 2017 года длился 3 дня: первый день был всецело посвящен видеоиграм, поэтому на нем были представлены только те кружки, которые продавали додзинси по ним. Больше всего додзинси в этот день было по вселенным «Судьба» («Fate») и «Танец мечей» («Touken ranbu»). Второй и третий дни были посвящены додзинси по аниме и манге.

Ярмарка работает с утра примерно до 16 часов: но многие кружки уезжают намного раньше. Если кружок популярен – все товары он может распродать уже в первые часы пребывания на ярмарке. Именно ради таких популярных авторов и стоят в очередях отаку, а также не спят ночами. Также на «Комикете» обычно есть палатки от представительств различных официальных компаний, которые выпускают специальные товары под ярмарку. Например, студия «KEY», известная своими визуальными новеллами «Kanon», «Air» и др. – на зимней ярмарке 2017 года продавали специальный артбук. Не всегда эти товары и додзинси можно позже купить в магазинах или сети, а если они и попадают туда, то могут стоить в 10 раз дороже, чем на ярмарке. Это связано с тем, что авторы редко допечатывают тираж. Как можно понять, основные очереди приходятся на открытие «Комикета» и первые часы работы. Примерно с 12 дня входить в выставочное пространство можно куда свободнее, но и главных кружков там уже не будет.

«Полуночники»

В Японии существут термин «Тэцуягуми» (徹夜組),который дословно можно перевести как «команда, бодрствующая всю ночь напролет» или «полуночники». Он, как правило, используется для обозначения фанатов, занимающих очередь на концерт, мероприятие или в магазин (где в определенный день начинается продажа игры, музыкального диска и т.д.) за ночь до события. Делается это для того, чтобы быть первым в очереди и успеть купить желаемый товар или занять лучшее место. На «Комикете» «полуночниками» считаются те, кто в ночь перед первым днем ярмарки специально дожидается ее открытия, чтобы первым купить додзинси и лимитированные товары у популярных авторов.

«Полуночники» в ожидании открытия «Комикета». Фото: https://matome.naver.jp/odai/2145130988504024001

Организаторы запрещают «ночевки» возле выставочного центра, но контролировать ситуацию полностью невозможно: люди слоняются ночью в ближайших к месту проведения «Комикета» переулках, вызывая негодование людей, которые живут и работают рядом. На «полуночников» часто поступают жалобы, так как многие из них мусорят и занимаются вандализмом. Есть и «полуночники», которые берут с собой своих маленьких детей, чтобы вместе дожидаться открытия ярмарки. Посещение «Комикета» с детьми в целом является спорным вопросом, но не из-за представленных работ (как и упоминалось ранее, далеко не все они эротического характера), а из-за жестких условий, в которых проходит мероприятие. С одной стороны организаторы не запрещают приводить детей, ведь ярмарка «открыта для всех»; с другой стороны – дети часто не могут вынести духоту и толпы людей, быстро устают. Разумеется, если их еще и вынуждают поджидать открытия «Комикета» всю ночь – это становится куда более серьезной проблемой.

Фиктивные кружки

«Фиктивные кружки» («Dummy circles») – еще одна из лазеек для желающих попасть на ярмарку в числе первых. Участники «Комикета», которые занимаются продажей додзинси и различных товаров, заранее подают заявку на оформление стола под продажи, иначе говоря «места» на ярмарке. По сути, ничто не мешает подать такую заявку «фиктивному кружку»: купить себе место и продавать иллюстрации низкого качества, а то и не продавать ничего, но попасть первым на «Комикет» как участник, а значит и первым получить доступ к заветным товарам. Так как случается, что любой участник может заболеть и не приехать, а также участник может создавать работы пока что не самого высокого уровня – отследить «фиктивных» не всегда возможно. Это ведет к тому, что в ярмарке не могут принять участие те кружки, которые не успели получить место. Из-за того, что участников с каждым годом становится все больше и больше, организаторам в некоторых случаях приходится устраивать «лотерею» между заявками. «Фиктивные» кружки по сути занимают места, которые могли бы занять кружки настоящие.

Есть и следующий вариант, связанный со специальным пропуском, который получает каждый участник ярмарки. Всего в одном кружке пропуск могут получить трое человек. Некоторые пользуются этим и продают «лишние» пропуски через онлайн аукционы. И, хотя на пропуске значится название кружка, такие сайты, как, например «Yahoo auction», согласно своей политике о неразглашении подобной информации открыто, «замазывают» на фото все данные. Таким образом, довольно сложно отследить, какие из кружков перепродают часть своих пропусков. К тому же пропуски уходят с аукционов очень быстро и иногда более, чем за 20000 йен (около 12000 рублей). При этом вход для посетителей ярмарки абсолютно бесплатный. Решение этой проблемы возможно только при выпуске «именных» пропусков с паспортными данными.

Самиздатный журнал исследователей манги «Лабиринт», с которго, по сути, и начался «Комикет». Фото из Мемориальной библиотеки Ёнэдзавы Ёсихиро в Токио.

С каждым годом количество участников и посетителей «Комикета» растет, однако в Японии нет другого подходящего пространства, которое было бы больше, чем «Tokyo Big Sight». Хотя каждый год организаторы ярмарки сталкиваются с массой проблемой, надо отдать им должное: в целом организация мероприятия на высоком уровне, особенно если учесть, с каким количеством людей приходится работать. Организаторы стараются, чтобы все желающие авторы получили возможность участвовать в ярмарке, вне зависимости от их уровня. В истории «Комикета» был только один случай, когда кружкам было отказано в участии: речь идет об инциденте 2012 года, когда из-за угроз, поступавших к организаторам, по требованию полиции пришлось отказать авторам, продающим работы по аниме и манге «Баскетбол Куроко» («Kuroko no basuke»).

Посещение «Комикета» – это незабываемое событие, несмотря на все сложности и не самые приятные истории, связанные с мероприятием. В первую очередь – это, конечно, один из способов ощутить единство с японскими отаку и посмотреть на их культуру. Познакомиться с любимыми художниками, открыть для себя новых авторов и, возможно, заполучить необычный мерч или додзинси – все это дарит невероятные эмоции. Главное следить за временем и не попасть в транспортный коллапс, простояв 2 часа в очереди на железнодорожную станцию, чтобы уехать домой. А уже дома можно будет не торопясь прочитать купленные додзинси ^_^

Добавить комментарий