аниме,  подборки,  статьи

«noitaminA»: история легендарного аниме блока на «Fuji TV»

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 26 ноября 2019 года.

Легендарный аниме блок «Ноитамина» («noitaminA») на японском телеканале «Fuji TV» был запущен в 2005 году и за годы своей работы подарил зрителям множество необычного и запоминающегося аниме. «Мёд и клевер»«Психо-паспорт»«Мононоке»«Обещанный Неверленд»«Так сложно любить отаку»… Каждый зритель находил в блоке интересную для себя историю, погружался в нее и с любопытством следил за любимыми персонажами. Изначально созданная для показа аниме, рассчитанного на аудиторию взрослых женщин, «Ноитамина» прошла интересный путь, меняясь и экспериментируя. В статье мы кратко рассмотрим историю аниме блока и особенности аниме, которое в нем транслировалось.

В начале был «Мёд и клевер»

Мёд и клевер

По сути «Noitamina» появилась благодаря бестселлеру Умино Тики – дзёсэй манге «Мёд и клевер» («Hachimitsu to kuroba»). Именно экранизация данной истории стала первым аниме, показанным в блоке. В начале 2000-х к манге проявила интерес компания «Asmik Ace Entertainment», которая занималась производством и распространением кинофильмов. «Asmik» сделала запрос в издательство «Сюэйся» («Shueisha») для приобретение прав на экранизацию «Мёд и клевер» в виде фильма. Однако издательство предъявило свое условие: сначала манга должна получить экранизацию в виде аниме и только после можно будет снимать кинофильм. Как раз в это время с предложением о производстве аниме-сериала выступила компания «Джэнко» («Genco»), объединившись с которой, «Asmik» вновь вернулся к переговорам уже по поводу аниме. Две компании получили новое условие от «Сюэйся»: аниме по мотивам «Мёд и клевер» должно транслироваться на телевидении не позднее часа ночи. Изначально «Джэнко» и «Асмик» планировали показ экранизации уже осенью 2004 года, однако не могли найти подходящий телеканал, который мог бы ответить условию о времени показа. По счастливой случайности телеканал «Fuji TV» как раз начал искать произведения, нацеленные на женскую аудиторию. Наконец-то все обстоятельства сложились удачно, и показ аниме стартовал на «Fuji TV» весной 2005 года [2].

Сейчас Умино Тика многим известна своей сэйнэн мангой «Мартовский лев» («Sangatsu no Lion»), однако именно ее первая многотомная работа «Мёд и клевер» принесла художнице настоящую славу. «Мёд и клевер» повествует о студентах университета искусств, их дружбе и поисках своего места в жизни. Отдельное внимание мангака уделила вопросам таланта и творчества в жизни художника. В блоке «Ноитамина» транслировалось два сезона аниме «Мёд и клевер», а позднее компания «Асмик» все-таки выпустила кинофильм, который она и задумывала создать изначально. Саундтрек к фильму написала Ёко Канно.

После окончания показа первого сезона «Мёд и клевер» решено было запустить в блоке аниме «Paradise Kiss» по мотивам работы популярной мангаки Ядзавы Ай. Сам блок получил название «Noitamina», представляющее собой перевернутый вариант слова «Animation» и воплощавшее идею о необычном аниме, которое зритель ранее не встречал. Задачей создателей «Ноитамины» являлось привлечение к аниме аудитории, которая до этого им интересовалась мало. Действительно, до этого мангу для взрослых женщин практически не экранизировали в виде аниме. Благодаря же «Ноитамине» таких экранизаций стало больше, причем и на других телеканалах. Среди дзёсэй и сёдзе аниме, показанных в блоке, были «Нодамэ кантабиле» («Nodame Cantabile»), «Планета короля зверей» («Ju-Oh-Sei»), «Кондитерская Антик» («Seiyō Kottō Yōgashiten» и др. А также в блоке начался показ сэйнэн сериалов «Работяга» («Hataraki man») и «Моясимон» («Moyashimon»).

Нодамэ кантабиле

От дзёсэй манги к проектам для отаку и экспериментам

Восточный Эдем

«Восточный Эдем» («Higashi no Eden») стал первым оригинальным аниме в блоке «Ноитамина» (не по аниме, манге или другому первоисточнику) и был создан на студии «Production I.G.» по сценарию режиссера Кэндзи Камиямы. Это аниме стало поворотным моментом в жизни блока, так как считается, что именно с него команда «Ноитамины» стала обращаться к любителям аниме – отаку . Если в своих ранних интервью создатели говорили о том, что программный блок нацелен на женскую аудиторию, то уже в 2007 году в прессе стали наблюдаться другие настроения и заявления, что «блок предназначен для обычных зрителей, не только для одних женщин» [1]. Позднее же «Ноитамина» стала отчетливо ориентироваться как на зрителя, не особо интересующегося аниме, так и на отаку. Примечательно, что дизайн персонажей в «Восточном Эдеме» создала Умино Тика, что служит своеобразной отсылкой к аниме «Мёд и клевер», получившему положительный отклик у довольно широкой аудитории, состоявшей в том числе и из рядовых зрителей телеканала. «Восточный Эдем» также стал первым проектом, по которому «Ноитамина» выпустила несколько фильмов.

После трансляции «Эдема» в блоке продолжают появляться оригинальные сериалы. Например, драма «Токийское восьмибалльное» («Tokyo Magnitude 8.0») о детях, которые пытаются воссоединиться со своими родителями после сильного землетрясения в Токио, стала лидером зрительского рейтинга, а также была отмечена на ежегодном фестивале «Japan media arts festival».

Токийское восьмибалльное

В 2011 году «Ноитамина» выходит за рамки аниме и представляет вниманию зрителей свою первую дораму – экранизацию манги Масаюки Исикавы «Моясимон» («Moyashimon») о студенте сельскохозяйственного университета, который имеет способность видеть в укрупненном виде микроорганизмы и бактерии. Два сезона одноименного аниме также выходила в блоке в 2007 и 2012 годах. Создание дорамы, связанной с аниме из блока, стало в итоге популярной практикой. Многие из дорам были показаны на телеканале «Fuji TV»: например, дорама «Тайные желания отвергнутых» («Kuzu no Honkai») транслировалась в том же сезоне, что и одноименное аниме. Адаптация оригинального аниме «Мы так и не знаем названия цветка, что видели в тот день» («Ano Hi Mita Hana no Namae o Bokutachi wa Mada Shiranai», также известно как «Анохана») в виде кинофильма позиционировалась на «Fuji TV» как «особая дорама».

Дорама «Мы так и не знаем названия цветка, что видели в тот день»

Несмотря на то, что именно трансляция «Восточного Эдема» официально считается началом изменений в «Ноитамине», многие поклонники полагают, что настоящие перемены начались только в 2011 году, когда в зимнем сезоне прошел показ оригинального аниме «Фрактал» («Fractale»).

Фрактал

На момент его показа блок уже состоял из двух частей: с 2010 года в нем транслировалось по два аниме за сезон. Именно в то время, когда в «Ноитамине» выходили «Фрактал» и «Блудный сын» («Hourou musuko» — экранизация популярной манги Симуры Такако), наблюдался сильный спад зрительской аудитории. Над «Фракталом» работала команда, в которой состояли сценаристка и писательница Мари Окада, известный критик и писатель Адзума Хироки (автор книги об отаку «Животные базы данных») и скандально известный режиссер Ютака Ямамото. Но даже несмотря на такую «звездную» команду, отзывы о сериале были в основном отрицательные. Некоторые зрители ругали «Ноитамину» за то, что ее попытки следовать «моэ трендам», привлекающих отаку, негативно сказались на качестве блока. Масла в огонь подлила история с мангакой Муцуми Акадзаки, которой было доверено создание манга-адаптации «Фрактала». Художница написала в своем блоге, что ей совершенно неинтересно работать над ней, что, конечно, сильно повлияло на ее карьеру и породило еще больше негатива вокруг первоисточника.

В поисках баланса

Далее блок придерживался такой политики, когда в нем транслировали как аниме, подходящие по настроению и атмосфере «старой» «Ноитамине», так и сериалы, которые были явно рассчитаны на отаку. Так, например, «Ноитаминовскими» обычно называют такие сериалы, как «Брошенный кролик» («Usagi drop»), «Аполлон: дети на холме» («Sakamichi no Apollon»), «Встреча под летним снегом» («Natsuyuki Rendezvous») по работам известных художниц дзёсэй манги, а также оригинальный сериал «Радости рыбалки» («Tsuritama»), экранизацию ранобэ Нисио Исина «Истории мечей» («Katanagatari») и др. К аниме «Ноитамины» для отаку часто относят «Фрактал»«Black Rock Shooter»«Guilty Crown», «Как воспитать героиню из обычной девушки» («Saenai Heroine no Sodatekata»), «Скрытое сокровище Нананы» («Ryūgajō Nanana no Maizōkin») и др.

Встреча под летним снегом

В кругу преданных зрителей «Ноитамины» существует мнение, что некоторые сериалы блок запускал в надежде, что они будут коммерчески успешными. Если смотреть с этой позиции, то аниме, ориентированное на отаку, действительно может принести больше прибыли за счет продажи товаров по нему (по дзёсэй аниме обычно выходит довольно мало товаров, они не пользуются такой популярностью). В 2012 году «Ноитамина» запустила один из своих главных на сегодня хитов, ставший популярным у широкой аудитории и повлекший за собой целую череду адаптации в виде манги, видеоигр, серии ранобэ и других медиа. Речь идет о сериале «Психо-паспорт» («Psycho-Pass»), созданный студией «Production I.G». Как и в случае с «Восточным Эдемом», для разработки дизайна персонажей аниме была приглашена популярная мангака. Ей стала Акира Амано, известная своей работой для журнала «Сёнэн Джамп» – «Репетитор-киллер Реборн!» ( Katekyō Hittoman Ribōn!), что также привлекло к «Психо-паспорту» преданную аудиторию мангаки. Несмотря на то, что последующие второй сезон и полнометражные фильмы были раскритикованы многими поклонниками, «Психо-паспорт» без сомнения является коммерчески успешным проектом, который до сих пор пользуется популярностью у огромной аудитории (на данный момент выходит 3 сезон истории).

Психо-паспорт

За время работы блока в нем появились и особенно выделяющиеся экспериментальные работы. Среди таких аниме — «Сказ о четырех с половиной татами» («Tatami galaxy») по ранобэ Томихико Морими и «Пинг-понг» по одноименной сэйнэн манге Тайё Мацумото. Режиссером обоих сериалов выступал Масааки Юаса, известный своей эксцентричной анимацией. Позднее он также работал над фильмами, которые относятся к «полнометражному проекту» «Ноитамины»: «Ночь коротка, так что гуляй, девочка» («Yoru wa Mijikashi Aruke yo Otome»), «Лу за стеной» («Yoaketsugeru Ru no Uta») и др. В 2010 году «Сказ о четырех с половиной татами» стал первым аниме-сериалом, взявшим гран-при «Japan media arts festival» (ранее премию получали только полнометражные фильмы). С точки зрения необычных визуальных решений интересны и такие сериалы, как «Мононоке» («Mononoke» – спинофф другого сериала из блока – «Аякаси: Самурайские истории ужасов») и «Трапеция» («Kuuchuu Buranko»). В последнем используются приемы ротоскопирования и сочетания анимации с реальной съемкой актеров.

Ночь коротка, так что гуляй, девочка

Много споров возникло вокруг оригинального аниме «Самурай Фламенко» («Samurai flamenco»), снятого студией «Manglobe» в 2013 году. Зрители разделились на два «лагеря»: те, кто ругал необычные сюжетные повороты работы, и те, кто, наоборот, нашел их интересными и сильно полюбил сериал. Так или иначе, «Самурая Фламенко» зрители «Ноитамины» явно запомнили.

Сегодня «Ноитамине» удается сохранять баланс между разным аниме, хотя блок и стал вновь состоять из одного сериала в сезон, как и было в самом начале его работы (это обстоятельство связано с тем, что параллельно «Ноитамина» задействована в производстве полнометражных фильмов). 2018 и 2019 годы стали своеобразным возвращением «Ноитамины» к своим истокам благодаря экранизациям проникновенной сэйнэн манги Дзюна Миядзаки «Любовь похожа на прошедший дождь» («Koi wa Ameagari no You ni») и легендарной сёдзё манги 80-х «Банановая рыба» («Banana fish») Акими Ёсиды. В то же время блок начал работать с новым материалом: впервые в нем была показана экранизация сёнэн манги, публикуемой в «Сёнэн Джамп» – «Обещанный Неверленд» («Yakusoku no Neverland»), а также аниме «Саразанмай» («Sarazanmai») от небезызвестного режиссера Кунихико Икухары и первая для «Ноитамины» экранизация BL (бойз лав) манги – «Дарованный» («Given»). Нет сомнений, что блок и дальше будет продолжать развиваться и экспериментировать с аниме, которое, в свою очередь, продолжит удивлять нас и обязательно найдет верных поклонников среди зрителей.

  1. Koji Kaneda interview // Animage. — 2007. — №8.
  2. Masao Teshima interview // Anikan R. — 2008. — №3.

Добавить комментарий