От пирожков с Мику до пюре с гандамом: как появились «аниме-кафе» и что они из себя представляют
Эта статья написана специально для сайта Crunchyroll, где была впервые опубликована 5 октября 2019 года.
Как правило, аниме-кафе – это небольшое пространство, интерьер которого украшен в соответствии с атмосферой тех или иных аниме, манги, видеоигры. Посетитель садится за столик, любуясь своими любимыми персонажами, изображениями которых богато украшено кафе. Из специального меню можно выбрать блюда и напитки, которые сделаны в соответствии с концепцией аниме. Например, это может сытное блюдо из «Gundam cafe», похожее на картофельный гратен, но призванное вызывать ассоциации с сериалом Gundam seed , так как оно носит название популярной песни из его эндинга – «Anna ni issho datta no ni» («Хотя мы были так близки»). Или это могут быть напитки, вдохновленные образами главных героинь Yagate kimi ni naru. А можно заказать и специальный коктейль, посвященный данному аниме: он носит название «Наш с тобой коктейль, о котором мы никому не расскажем», а в его состав входят маття, сливки и сироп из сакуры.
Сегодня подобные аниме-кафе, в которых можно попробовать необычные блюда, связанные с любимым аниме и персонажами, невероятно популярны среди отаку. Причем существуют как «постоянные» кафе, посвященные определенной франшизе, так и «временные», открытые на ограниченное время (обычно в связи с выходом какого-либо аниме). К «постоянным» можно отнести «Gundam cafe», «Square Enix cafe» или, например, кафе аниме студии «UFOTABLE», в котором меню и оформление посвящено различным аниме, выпускаемым студией. «Временные аниме-кафе», как правило, работают на базе уже действующего заведения, которое на определенный срок (обычно от двух недель), меняет свой интерьер под необходимое аниме и подготавливает специальное меню.
Поклонники выделяют несколько предпосылок к появлению в Японии «аниме-кафе».
Первая из них – бум мейд-кафе в середине 2000-х, когда на Акихабаре стало появляться все больше и больше новых кафе с горничными. Правда, многие из них быстро закрывались, но и сегодня продолжают работать одни из первых мейд-кафе «Cure maid», «@home» и др. В конце 1990-х компания «Cocktail Soft» выпустила эротическую визуальную новеллу Pia carrot he youkoso!, за которой последовали многочисленные продолжения, превратившие тайтл в целую франшизу. Сюжет игр разворачивается в сети ресторанов «Pia carrot», где официантками работают практически все героини, с которыми может строить отношения главный персонаж. Игра стала настолько популярна, что по ее мотивам было снято аниме в виде нескольких OVA (одно из них, рассчитанное на все возрастные аудитории, выходили в России на пиратских дисках в середине 2000-х). Также на Акихабаре было временно открыто кафе «Pia carrot», которое позиционировало себя как «косплей ресторан». Считается, что данное заведение и породило волну популярности мейд-кафе как места, предназначенного для поклонников аниме, где ты можешь попробовать необычные блюда, при этом тебя обслужит милая горничная-официантка. Сегодня некоторые мейд-кафе также устраивают коллаборации с популярным аниме. Именно старейшее кафе «Cure», где все официантки одеты как викторианские горничные, и предлагало осенью 2018 года попробовать блюда, вдохновленные «Yagate kimi ni naru», описанные в начале статьи.
Вторая предпосылка – это популярность еды, имеющей отношение к аниме. Один из первых подобных и довольно успешных проектов принадлежал компании «Calbee», выпускающей сладости. Еще в начале 1970-х они начали выпускать снэки, на упаковке которых были изображен главный персонаж токусацу Kamen rider. В каждой упаковке также была вложена карточка с персонажами одноименного сериала, показ которого как раз в то время начался на японском телевидении. Подобного рода товары (шоколад, вафли и прочие сладости), которые шли вместе с карточками, наклейками и даже маленькими фигурками персонажей – стали довольно популярны в Японии. Конечно же, многие фанаты хотят собрать как можно больше карточек и других «приложений», иногда, правда, выкидывая вафли и шоколадки.
Также выходили «никуманы» – пирожки с мясом, которые имели вид вокалоида Мику и слайма из серии игр «Dragon Quest». Продавались они в обычных круглосуточных супермаркетах, называемых «комбини». Так как подобные продукты были в продаже лишь ограниченное время, появилась идея расширить их ассортимент и создать пространства сразу с небольшим меню по конкретным аниме/манге/игре.
Примерами еще одних интересных коллабораций служат «Зелья», выпущенные компанией «Suntory»: это напитки, созданные по мотивам лечебных зелий из серии игр «Final Fantasy», и впервые появившиеся на японском рынке в 2006 году. Они выходили как в специальных бутылках, так и в банках с изображением персонажей. Также были выпущены «Зелья», приуроченные к определенным «финалкам». Например, в 2007 году в честь десятилетия «Final Fantasy 7» напиток был выпущен в специальном сосуде-колбе, а его вкус, по словам авторов, должен был ассоциироваться с красотой и отстраненностью Сефирота.
Саявака – автор манги «qtµt» (рисунок – Фумико Фуми) – отмечает в своей статье, посвященной «коллаб кафе» [2], что подобные заведения также очень популярны не только у японцев, но и у зарубежных поклонников аниме. Благодаря этому первые аниме-кафе стали открываться и в других странах. Правда, пока что только в Азии. В Гонконге были открыты кафе «Square Enix», временные аниме-кафе по «Прозе бродячих псов» и Yu Yu hakusho, в Шанхае – по Gintama и Хацунэ Мику.
В Японии же существует большое количество аниме-кафе, которые меняют свою «тематику» примерно раз в месяц. Все они перечислены на сайте «Collabo cafe», который собирает информацию о грядущих временных меню. Одно из таких кафе мы рассмотрим далее.
«CHARAUM CAFE» – это небольшое аниме-кафе в районе Икэбукуро, Токио. Оно находится недалеко от легендарной «дороги дев» («otome road») – улицы, на которой расположены всевозможные магазины с мангой и аниме-товарами, ориентированными на женскую аудиторию. По этой причине в «Charaum cafe» меню часто посвящено играм и аниме для девушек, однако есть и исключения: например, кафе создавало меню по сёнэн манге и аниме «Сказка о хвосте феи», по игре и аниме Yo-kai Watch. Мы же посмотрим на коллаборацию кафе с мангой «Мой сосед по комнате — кошка», которая состоялась осенью 2018 года, как раз перед выходом экранизации в виде аниме сериала.
«Мой сосед по комнате — кошка» – манга авторства Минацуки (сюжет) и Аса Футацуи (рисунок), которая публикуется в веб-журнале сёдзё манги «POLARIS» и рассказывает историю нелюдимого и закрытого писателя (Субару), приютившего котёнка. Манга стала довольно популярной благодаря нежной и приятной графике, а также комедийным моментам, связанным с содержанием кошки, сочетаемым с меланхоличной историей Субару, который учится доверять и открываться людям.
В «CHARAUM CAFE», как и во многих кафе такого типа, требуется бронь мест через веб-сайт заведения. Также в кафе вы можете находиться ограниченное время (обычно до 1,5 часа). Сделано это для того, чтобы посетить заведение могло как можно больше желающих, а время ожидания в очереди было сведено к минимуму. Особенно это актуально для популярных кафе: так, автору статьи удалось посетить «Gundam cafe» без предварительной брони мест, но для этого потребовалось 40 минут ожидания в очереди. А вот в «Square enix cafe» на Акибе попасть без резервации мест в желаемый день уже не удалось. Конечно, посещаемость зависит от времени суток и дня, а также от популярности тайтла, по которому сейчас в кафе сделано меню. «CHARAUM CAFE» автор посетил утром в будний день, плюс показ аниме по «Моему соседу» тогда еще не начался, поэтому посетителей в заведении практически не было.
На входе гостей встречает пирамида из плюшевых котят Хару, расположенных в витрине кафе. Такого котенка можно купить прямо здесь и забрать домой. Важной частью любого аниме-кафе являются товары, сделанные специально для продажи в заведении, а также приятные мелочи вроде бирдекелей (они же «костеры») с изображением персонажей, которые посетитель получает в подарок за заказ. Очень часто такие изображение рисуют только для товаров и сувениров кафе, поэтому после того, как кафе отработало ограниченное время, товары из него можно найти в продаже только на «вторичке». В маленьком магазинчике при кафе были представлены не только товары с «Мой сосед по комнате — кошка», но и по другим сериям манги, которая выходит в «POLARIS»: открытки, брелки, календари, папки для бумаг. Кроме того, в кафе стояли «гача» автоматы, где можно было вытащить рандомные брелки и значки как по «Моему соседу», так и прочим сериям.
Аниме-кафе – это еще и своеобразная временная выставка иллюстраций по аниме/манге/игре, которыми украшены стены заведения. Ими можно полюбоваться, пока на кухне готовят ваш заказ. В «CHARAUM CAFE» на стенах висели цветные иллюстрации и страницы из манги. Также на дисплее в конце зала показывали трейлеры к аниме, которое должно было стартовать в январе. С одной стороны – это отличная реклама для тайтла, с другой – когда в кафе сидишь больше 30 минут, становится тяжело от того, что на фоне постоянно повторяются одни и те же звуки. По залу можно свободно передвигаться и фотографировать, снимать нельзя только других гостей.
Цены на еду из меню аниме-кафе обычно выше среднего. Например, панкейки под названием «Хару-тян и ее семейство» стоили 820 йен (около 500 рублей). Однако все действительно очень вкусно, а украшено красиво. Как отмечает Саявака [2], основная цель отаку при посещении аниме кафе – это в том числе и желание почувствовать уникальность момента: попробовать красивые блюда, украшенные в соответствии с любимым произведением, а заказать ты их можешь только в определенном заведении, возможно, всего один раз. Для фанатов также важна культура «приобщения»: если отаку нравится какое-то аниме, он, скорее всего, пойдет в кафе по нему, купит там лимитированные товары и попробует как можно больше блюд. Все, чтобы быть «ближе» к любимому произведению и поддержать его авторов. Кафе поощряют фото их блюд, ведь они служат рекламой для места. В некоторых заведениях за выложенное в инстаграмм фото своего заказа кафе дарит посетителю маленький десерт или сувенир.
В «CHARAUM CAFE» за заказ каждого блюда дарили костеры с персонажами «Мой сосед по комнате — кошка». Если пришел вместе с друзьями, то костерами можно тут же обменяться, чтобы получить наиболее желаемый. При чеке на определенную сумму можно после трапезы сыграть в лотерею и выиграть плюшевую Хару с другими сувенирами. Также на столике есть коробка с соломинками для напитков, к которым прикреплены изображения персонажей манги в их «чиби»-вариантах. Можно было выбрать любую для себя и украсить свой напиток.
Большую роль в аниме-кафе играет обстановка: ты понимаешь, что здесь сейчас собираются гости, которые, должно быть, также любят аниме. Работники кафе стараются, чтобы посетитель почувствовал себя максимально комфортно и наслаждался атмосферой любимого произведения.
Интересно, что в некоторых кафе можно попробовать еду из аниме, с которым у заведения коллаборация. Иногда это совершенно невероятные на вид блюда. Так, в кафе по аниме и манге «Ранма ½» можно было отведать сразу несколько блюд, которые упоминались в оригинале.
В отдельных кафе еда подается в специальной посуде, которую можно после забрать себе. Например, тарелку с Сэйлор Мун можно получить за заказ в ресторане «Shining moon Tokyo», который открылся в Токио в августе 2019 года.
Попробовать напитки необычных цветов и блюда, вдохновленные образами персонажей, – это интересный и необычный опыт для каждого анимешника. Ну а напоминать о посещении аниме-кафе будут сувениры, полученные в подарок за заказ.