Саката Ясуко
Когда говорят о «Союзе 24 года» и сёдзё манге семидесятых, в первую очередь обычно вспоминают о Хагио Мото и Такэмии Кэйко. Это ведущие художницы, навсегда изменившие женский комикс в Японии: они разнообразили его жанры, сделали более взрослым и психологичным. Среди мангак «Постсоюза 24 года» тоже можно выделить свою сильную «пару»: Кай Юкико и Саката Ясуко. Именно благодаря Сакате Ясуко и младшей сестре Кай Юкико – Хацу Акико –и получил распространение известный термин «яой». В этой заметке о мангаках восьмидесятых речь пойдет о Сакате Ясуко, ее додзинси кружке и журнале «Lovely».
Саката Ясуко родилась в 1953 году и с раннего детства заинтересовалась мангой. За два года до поступления в младшую школу в руки маленькой Ясуко попадает манга Мидзуно Хидэко – «Hoshi no tategoto», которая трогает ее до глубины души. Напомню, что Мидзуно Хидэко – это одна из первых успешных женщин, работавших над сёдзё мангой, а начинала она как ассистент Тэдзуки Осаму. В школе Саката начинает собирать вокруг себя юных художниц и в третьем классе средней школы она основывает клуб исследователей манги. Уже в 16 лет выпускает свой первый додзинси-журнал с оригинальными работами, данный журнал носит название вышеупомянутого клуба — «Lovely». Саката проявляет себя как активистка и продолжает поиск новых художников. Так, в 17 лет, она знакомится с Кай Юкико. Встреча двух будущих мангак по-настоящему судьбоносна, девушки становятся лучшими подругами и зимой 1971 года (в это время Сакате 18 лет) отправляются в Оизуми салон к Хагио Мото – художнице, чье творчество они почитают. После этой поездки в Токио Саката и Кай проводят лето вместе: Саката помогает подруге с рукописями ее манги и домашними делами. Хотя самиздатный журнал «Lovely»они выпускают в Канадзаве, в скором времени он становится известным во всей стране. Интересно, что «Lovely» выходил вплоть до девяностых. Для журнала рисовали Хасимото Такако, Окано Фумика, Одзава Мари и многие другие художницы.
Именно с «Lovely» и берет свое начало «яой». Художница Микару Микико нарисовала для него историю «В погоне за ночью» («夜追い» можно прочесть как «yaoi»). В то время редакторы часто ругали рукописи начинающих мангак, указывая, что в работе нет ни развязки, ни кульминации, ни смысла (Yama nashi, ochi nashi, imi nashi). Родившееся из этой фразы словечко «yaoi» быстро подхватила вся группа художниц «Lovely», а Акико Хацу, младшая сестра Кай Юкико, выпустила самиздатом специальный журнал – «Rappori». Поначалу термин «яой» не касался эротики, а использовать его стали больше в шутку. В «Rappori» была опубликована беседа художниц, в которой обсуждали очарование странной манги Микару Микико и явление «яой». Именно после этой беседы термин «яой» и распространился в своем новом значении.
Нужно понимать, что в то время уже существовал сёнэн ай журнал «JUNE», многие авторы из которого были против того, чтобы их работы называли «яоем», на сегодняшний день некоторые BL художницы так же отрицательно относятся к некорректному употреблению этого термина.
В 1975 году Саката дебютирует в журнале «Hana to Yume» с историей «Saikon Kyousou Kyoku». Её редактором становится легендарный Конагай Нобумаса, главный редактор «Hana to yume» и «Lala», помогавший в запуске этих сёдзё журналов. Хотя Конагай не понимает мангу Сакаты, он видит, что читатели любят ее, а потому полностью доверяет художнице и позволяет рисовать мангу так, как она считает нужным. Под опекой своего редактора Саката становится и одной из первых художниц нового журнала «Lala». Когда контракт с издательством «Hakusensha» заканчивается, работы Сакаты Ясуко начинают появляться в самых разных журналах: «Petit flower», «DUO», «Graperfuit», «JUNE», «SF Magazine» и т.д.
Жанры в которых работает Саката: фэнтези и фантастика, комедия, мистика и др. Ее манга притягивает простой графикой в сочетании со сложной композицией, а также необычными сюжетами и юмором. В своем трехтомнике «Книга тьмы» («Yamiyo no hon») Саката рассказывает о странных приключениях мальчика Токи и существа по имени Панда, внешне напоминающего приведение. В данной манге Саката раскрывает себя как мастер юмористического фэнтези и художник, создающий уникальных персонажей и миры.
«Элегантная жизнь господина Бэйзела» ( «Basil-shi no Yuuga na Seikatsu») – одна из самых известных работ мангаки. Это история плейбоя из викторианской Англии – Бэйзила Уоррена, любителя раздавать обещания о свадьбе каждой симпатичной девушке. В то же время Бэйзил невероятно добрый и дружелюбный человек, который всегда готов помочь своим друзьям. Однажды он спасает мальчика Руи, француза, который потерял родителей и был продан собственным дядей в рабство. Руи становится слугой Бэйзела и хорошим другом, вместе они помогают знакомым Бэйзела, иногда распутывая мистические дела и попадая в удивительные приключения.