статьи

Направления аниме и манги. Почему сёдзё и сёнэн – это не жанры?

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 14 сентября 2019 года.

Любой, кто увлекается аниме и мангой, а также следит за отечественным аниме коммьюнити, рано или поздно сталкивается в комментариях соцсетей и разнообразных медиа с такими понятиями, как «типичный сёнэн» или «типичное сёдзё». Уже само употребление слова «типичный» подразумевает, что аниме или манга, о которых так говорят, наделены неким набором черт, которые являются «лицом» своего жанра. При этом эти черты часто рассматриваются в негативном свете. Так, например, под «типичным сёнэном» обычно подразумевают истории с недалеким, но удачливым главным персонажем; битвами и постоянными «превозмоганиями». Еще чаще можно встретить выражение «типичное сёдзё», которое обычно звучит крайне пренебрежительно. Аниме и манга для девочек – а значит несерьезно, «сопливо», да еще и с глупой героиней. «Сёдзё… Ну что с него взять?»

Так ли уж правдивы подобные заявления? Может быть, куда правильнее уточнять: «плохой любовный роман», «предсказуемые приключения» и т.д.? Попробуем разобраться.

Как нам известно, сёнэн и сёдзё манга публикуются в разных журналах. Для мальчиков и девочек соответственно.Тогда как же быть, например, с той мангой, которая «переезжала» из своего журнала? Например, всем известная манга «Апельсин» («Orange») Такано Итиго изначально выходила в сёдзё журнале для девушек «Margaret», а затем переехала в журнал с более широкой аудиторией – «Gekkan Action», в котором публикуются работы самых различных жанров и направлений, а также с разной графикой. Спортивная манга про бейсбол «Ультрамариновая сирена» («Gunjou ni Siren») Каваситы Мидзуки (второй псевдоним — Момокури Микан) изначально публиковалась в дзёсэй журнале для женщин «YOU», но по-настоящему популярной стала после своего «переезда» уже в сёнэн издание – «Shounen JUMP PLUS». Получается, что теперь это не дзёсэй, а сёнэн? Не манга для женщин, а манга для юношей? Или вот еще более занятная ситуация: манга Сато Иноуэ «10 танцев» («10 dance»), которая изначально выходила во взрослом BL (бойз лав) журнале «Reijin», а затем переехала в сэйнэн журнал для мужчин «Young magazine the 3rd». К чему нам теперь отнести эту мангу?

«Ультрамариновая сирена»

Это не единственные примеры, мы уже писали о подобных в статье про мангу «Square Enix». Часто перемещения манги из журнала в журнал происходят по причине закрытия издания, и здесь любопытно то, что часто вместе с переездом происходит и обновление аудитории манги, ведь у журналов разных направлений она несколько отличается. Читатель, которому манга понравилась, будет читать ее продолжение в другом журнале, а следовательно, и покупать этот журнал. В то же время у манги появится новая аудитория, иногда совершенно неожиданная. Рассмотренные выше примеры манги могут одновременно быть интересны как женской, так и мужской аудитории благодаря своим увлекательным сюжетам и персонажам.

На самом деле ни «сёдзё», ни «сёнэн» по своей сути не являются жанрами с какими-то определенными особенностями. Они обозначают условный возраст аудитории манги и аниме. Так, например, сёдзё манга и аниме считаются произведениями для молодых девушек от 12 до 18 лет, а сёнэн – для юношей от 12 до 18 лет. А вот уже сами эти направления могут быть в совершенно любых жанрах: сёнэн в жанре романтики, сёдзё в жанре ужасов и т.д. Действительно, в разном возрасте у аудитории могут быть разные интересы, и есть некий набор клише в сёдзё и сёнэн, к которому иногда прибегают мангаки, и который даже высмеивают в некоторых работах типа «Ежемесячного сёдзё Нозаки-куна» («Gekkan Shoujo Nozaki-kun») Идзуми Цубаки. Однако здесь необходимо отметить, что манга и аниме очень быстро меняются (вместе со своими поклонниками) и в каждое десятилетие (условно) в них популярны определенные сюжетные повороты, темы и клише, которые в последующее десятилетие могут пониматься, как устаревшие или уже не настолько эффектные и интересные для текущей аудитории. Именно поэтому часто в аниме и манге можно встретить столько отсылок и шуток про огромные сияющие глаза из сёдзё манги 70-х – со звездочками и огромными ресницами. Едва ли такие дизайны казались смешными или неуместными читателям манги тех лет, когда подобная манга публиковалась в журналах. И именно поэтому, например, легендарная манга «Кулак Полярной звезды» («Hokuto no Ken») Хары Тэцуо и Буронсона в 1980-е выходила в «Shounen JUMP», хотя мы понимаем, что сегодня подобный материал скорее бы стали издавать в сэйнэн журнале с изначально более старшей аудиторией.

«Кулак Полярной звезды»

Как же понять, к какому направлению относится манга или аниме? Обычно достаточно посмотреть, в каком журнале публикуется первоисточник (если, конечно, аниме снято по манге или ранобэ). Как позиционирует себя этот журнал на рынке? Сегодня есть и журналы, которые не связывают себя какой-то определенной аудиторией и публикуют все вместе. Это можно понять, как правило, по официальному сайту журнала или издательства.

Рассмотрим основные направления сегодняшнего рынка и приведем по каждому несколько примеров.

— сёнэн – пожалуй, самое известное направление манги и аниме, рассчитанное на юношей до 18 лет. Больше всего, конечно, в этом направлении известны работы из журнала «Shounen JUMP»«Наруто»«Bleach»«One Piece»«Тетрадь смерти» и т.д. Но не отстают и журналы других издательств – «Атака на титанов» («Shingeki no Kyojin») из журнала «Shounen magazine». Сёнэн – это не всегда истории о юноше в главной роли и совершенно не обязательно экшн и приключения. Например, «Адзуманга» («Azumanga Daioh») выходила в сёнэн журнале, а значит это – сёнэн манга.

«Адзуманга»

— сёдзё – истории, изначально рассчитанные на девушек до 18 лет. Так же, как и сёнэн, не всегда это манга или аниме с главной героиней-девушкой. Например, манга и аниме «Радужные дни» («Nijiiro days») повествует о компании друзей-парней и их романтических отношениях с девушками. Сёдзё, вопреки распространенным заблуждениям, вовсе не обязательно должно содержать любовную линию. Сегодня также стало очень актуально ответвление сёдзё под названием «сёнэн манга для девушек» – это истории, в которых переплетаются между собой любимые женской аудиторией элементы сёдзё и сёнэн манги. Примеры: «X»«Сервамп» («Servamp»), «Саюки» («Sayuki») и др. Существует сёдзё в самых разнообразных жанрах, любимая всеми «школьная романтика» выходит лишь в некоторых журналах (например, «Margaret»«Bessatsu Friend»).

— сэйнэн – направление, рассчитанное на мужчин. Жанры самые разнообразные. Надо сказать, что сегодня очень часто в сэйнэн журналах публикуют и мангу, которую можно было бы также напечатать в дзёсэй издании. Например, манга Торикай Аканэ «Белая ложь учителя» («Sensei no shiroi uso»). Сэйнэн манга, которая выпущена / готовится к выпуску в России: «Мастер Муси» («Mushishi»), «Ателье колдовских колпаков» («Tongari Boushi no Atelier»), работы Самуры Хироаки, Юкимуры Макото и т.д.

— дзёсэй – направление, рассчитанное на женщин. В некоторых жанрах пересекается с сэйнэн (например, жанры повседневности или драмы). Есть ошибочное заблуждение, что дзёсэй – это эротическая манга вроде «дамских романов», однако дзёсэй вовсе не обязательно содержит сцены секса, как и не всегда содержит их сэйнэн. Эротике для женщин часто посвящены работы в журналах «ответвления» дзёсэй – «LadyComi» («дамские комиксы»). На деле само направление женской манги довольно обширное и включает в себя куда больше ответвлений, чем сэйнэн. Известные дзёсэй аниме и манга: «Мёд и клевер» («Honey & Clover»), «Блаблабла» («Kakukaku shikajika»), «Сёва-Гэнроку: Двойное самоубийство по ракуго» («Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu») и др.

— BL (бойз лав) – истории о любви двух юношей. В России и на Западе до сих пор распространено ошибочное название «яой», которое сегодня является устаревшим и некорректным. Также распространено мнение, что термин «сёнэн ай» обозначает подобные истории, которые при этом не содержат эротические сцены между персонажами. На деле же «сёнэн ай» относится к подобной манге семидесятых, когда она только появилась в сёдзё журналах благодаря Такэмии Кэйко и Хагио Мото. BL может как включать эротику, так и не содержать ее. Фактически он относится к сёдзё и дзёсэй, являясь своеобразным ответвлением женской манги. Изначально, как и упомянуто выше, печатался в сёдзё журналах, но в 1990-е окончательно перебрался в отдельные издания, которые также отличаются между собой. Сейчас по телевидению Японии идет экранизация BL манги Кидзу Нацуки – «Дарованный» («Given»).

— Юри – истории о любви двух девушек. Юри также берет свое начало в женской манге и новеллах для девушек, некоторое время было частью сёдзё манги (поэтому ошибочным является противопоставление юри и BL). Сегодня, однако, юри манга одинаково печатается как в сёдзё журналах («Утреннее сияние и Касэ-сан», «Asagao to Kase-san»), так и в сёнэн журналах («В конечном счёте я стану твоей», «Yagate kimi ni naru»), а также в специализированных антологиях-журналах (самый известный – «Yuri Hime», из новых – «Galette»).

«Утреннее сияние и Касэ-сан»

Еще один важный момент, который нам необходимо понимать. В Японии с мангой и аниме дети сталкиваются уже с малых лет. Сначала в младших классах школы ребенок начинает читать развлекательные журналы с мангой для детей, например журнал «CoroCoro Comic», в котором выходила популярная манга «Дораэмон» («Doraemon»), получившая множество экранизаций. Подрастая, уже в средней школе начинают читать такие журналы, как «Shounen JUMP»«Ribon»«Nakayoshi» и т.д. Именно аниме по манге этих изданий обычно можно увидеть по телевидению Японии в дневное и вечернее время, когда дети еще не спят. У данных журналов есть свои так называемые «журналы-спутники» или «сестринские журналы», рассчитанные на более старшую аудиторию. У «JUMP» – это, например, сэйнэн журнал «Ultra JUMP» для мужчин старше 18 лет. У «Nakayoshi» и «Ribon» — соответственно, журналы для женщин «Be Love» и «Cocohana». Сами журналы манги также могут содержать мангу только на одну определенную тему, а могут и на разные. Например, дзёсэй журнал «Office YOU» содержит только истории на тему работы и совмещении личной жизни с карьерой. А дзёсэй журнал «Neko punch» посвящен исключительно манге о кошках.
Таким образом, в Японии читатель манги и любитель аниме обычно растет вместе с любимыми журналами манги, уже выбирая для чтения истории в любимых жанрах. Конечно, несмотря на изначальную возрастную и гендерную аудиторию, сёдзё мангу точно так же могут читать и мальчики, а сёнэн мангу – девочки. Все зависит исключительно от личных предпочтений читателя в жанрах и историях.
О современной манге можно сказать, что она очень живая и подвижная: многие жанры она переосмысливает по-новому. К тому же она стремится к смешению направлений: все чаще можно увидеть элементы, которые ранее было принято считать свойственными сёдзё или сёнэну, в манге совершенно другого направления (сёнэн элементы в сёдзе и сёдзё элементы в сёнэн). Исторически в манге и аниме можно проследить начало такого смешения уже довольно давно, и именно сейчас мы встречаем его результат. Именно поэтому сегодня появляется так много манги, которая изначально публикуется в журналах, рассчитанных на все аудитории — и на мужскую, и на женскую. В будущем эта грань будет стираться только сильнее, а истории, скорее, будут больше распределяться по журналам, в зависимости от их жанра, а не аудитории.

Журнал «Rakuen Le Paradis», посвященный жанрам романтики и повседневности. Позиционирует себя как «журнал для людей»

Добавить комментарий