журналы,  статьи

История манги «Square Enix»: как «Стальной алхимик» спас главный журнал манги, а «Возлюбленный» стал «Нелюбимым»

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 15 августа 2019 года.

Главный журнал манги «Square Enix» — «Shounen Gangan» с Эдвардом из «Стального Алхимика» и Макой из «Пожирателя душ» на обложке.

Поклонники аниме и видеоигр хорошо знакомы с компанией «Square Enix»: хотя бы по одной из самых популярных ее серий – «Final Fantasy», завоевавшей любовь геймеров во всем мире. Что известно чуть меньше, так это то, что «Square Enix» выпускает целую линейку успешных журналов манги. Кроме того, она сыграла определенную роль в становлении современной манги, а именно – в продвижении новых «смешанных» направлений историй, рассчитанных как на мужскую, так и на женскую аудиторию. «Стальной алхимик» («Fullmetal alchemist»), «Тёмный дворецкий»(«Kuroshitsuji»), «Сердца пандоры»(«Pandora hearts») – вот лишь несколько работ, которые выпускала компания и которые сейчас продолжают оставаться невероятно популярными. Более старшее поколение, возможно, с теплом вспомнит и о такой манге, как «E’s» (он же «E’s otherwise»), «В джунглях всё было хорошо, пока не пришла Гуу» («Jungle wa itsumo hare nochi Guu») и др. Несмотря на наличие в журналах внушительного списка популярной манги и появления понятия «enix kei» («эниксовость», «манга, характерная для Enix»), в начале 2000-х гг. линейку журналов компании стали обвинять в деконструкции сёнэн направления, что закончилось скандалом. Обратимся к истории и разберемся, что происходило с мангой «Square Enix» (до объединения двух компаний – «Enix») и как это отразилось на сегодняшней манге.

Журнал «G Fantasy» с мангой «Сердца Пандоры» на обложке.

«Enix kei» – от манги по играм до манги, объединившей читателей

Манга журналы «Square Enix» берут свое начало от центрального издания – «Shounen Gangan», основанного в начале 90-х гг. Манга всегда может стать дополнением к популярной франшизе, на что и ориентировалась «Enix», когда решила разместить в журнале истории по своим видеоиграм. Сначала «Shounen Gangan» состоял из манги по игре «Dragon quest» и этим завлекал ее фанатов. Известный манга-критик Ооцука Эйдзи отмечает, что именно успех «Shounen Gangan» повлиял на рост популярности журналов манги, связанных с играми, начавшийся в 1994 году. В журнале появились и оригинальные работы: «Гамельнский скрипач» («Hameln no violin hiki»), «Южный парень Папува»(«Nangoku shounen Papuwa-kun») и «Волшебный круг Гуру-Гуру» («Mahoujin Guru Guru»). «Enix» сделала игры по этим историям. 
Постепенно у журнала формируются характерные особенности: это манга с элементами фэнтези и комедии. «Shounen Gangan» начинает публиковать все больше работ, рассчитанных как на мужскую, так и на женскую аудиторию. К началу 2000-х гг. в журнале публикуется большое количество женщин-мангак и историй в жанрах приключений с элементами романтики, юмора и повседневности. Границы между сёдзё и сёнэн направлениями на страницах всех журналов «Enix» начинают стираться. Это и делает их уникальными для своего времени изданиями, объединившими две группы читателей и породившими среди поклонников термин «эникс кэй», который обозначает мангу из журналов «Enix», не похожую ни на что другое.

Обложка одного из старых выпусков «Shounen Gangan» с мангой «Гамельнский скрипач» и мангой по мотивам игры «Покемон».

«G FANTASY» – из сёнэна в сёдзё

«G fantasy» – это журнал, который в результате популярности «эникс кэй» невольно изменил свое направление. Изначально сёнэн журнал, он начал выходить с 1993 года, вскоре после основания своего «брата» «Shounen Gangan». В основе – истории в жанре фэнтези, элементы магии и мистики. В период развития понятия «эникс кэй» в «G Fantasy» начинает появляться манга в жанрах повседневности и комедии («Pani Poni Dash!»), а также журнал начинают называть не сёнэн журналом, а журналом для женщин и мужчин. Постепенно количество женщин-читательниц превысило читателей-мужчин. Сегодня этот журнал известен такими работами, как «Тёмный дворецкий»«Сердца Пандоры»«Владыка скрытого мира» («Nabari no Ou»), а также мангой в жанре повседневность, не имеющей отношения к фэнтези – «Ты и я»(«Kimi to boku») и др. Хотя во многих зарубежных источниках журнал относят к сёнэн изданиям, в Японии его уже обозначают как журнал для юношей и девушек, а по факту современный «G Fantasy» можно найти именно в сёдзё и дзёсэй отделах книжных магазинов.

Обложка одного из первых номеров «G Fantasy» с мангой «Гештальт».

«Stensil» – сёдзё, которое оценят мужчины

Обложка «Stencil», нарисованная Сакурано Минэнэ.

Первая попытка компании создать отдельный журнал для девушек и в то же время одна из первых робких попыток в индустрии манги стереть грани между направлениями сёдзё и сёнэн через изначально сёдзё издание (в отличие от «G Fantasy» и «Shounen Gangan»). Журнал начал выходить в 1999 году как приложение к уже популярному «G Fantasy». «Enix» очень интересно продвигал свое новое детище, разместив на обложке громкой лозунг, который гласил, что «Stensil» – это «новый журнал сёдзё манги, который с удовольствием прочтут и юноши». Очевидно, что у компании был некоторый страх за судьбу журнала: хотя жанрово он во многом было схож с «G fantasy» и «Shounen Gangan» , слово «сёдзё»могло отпугнуть аудиторию, которая имела против этого направления предубеждения, рассматривая его как что-то несерьезное. Для работы в «Stensil» привлекли как известных на тот момент мангак (КадзуяМинэкура, Сакурано Минэнэ, знакомые читателям изданий «Enix» по «Саюки» и «Храни меня, Небесная Стражница!»), так и тех, кто только набирал известность – Киносита Сакура, Амано Кодзуэ, Naked Ape и др. «BUS GAMER» Минэкуры становится главной работой журнала. Несмотря на смелый старт и то, что «Stencil» вскоре стал ежемесячным изданием (изначально – ежеквартальный), журнал потерялся на фоне других проектов «Enix» и стал жертвой редакционных беспорядков. Осенью 2003 года «Stencil» прекращает свое существование: некоторая манга из него была оборвана, некоторая («Kamui») продолжилась в еще одном сёнэн издании «Enix» – «Gangan Wing», а отдельные работы перешли в другие издательства и журналы вместе со своими авторами. Так, например, произошло и с невероятно популярной мангой Амано Кодзуэ – «ARIA», которая изначально публиковалась именно в сёдзё журнале «Stencil» под названием «AQUA», но получила известность уже в журнале для юношей – «Comic blade» издательства «Mag garden». В России «Аква» выпущена «Фабрикой комиксов», также данное издательство готовит русскоязычное издание «Арии».

Беспорядки в семействе «Enix»

Так называемые «Беспорядки в семействе Enix» – это процессы, которые происходили в редакции «Enix» в начале 2000-х гг. и напрямую были связаны с концептом главного журнала – «Shounen Gangan» и его собратьев. Итак, к концу 1990-х гг. «Shounen Gangan» совсем отошел от своего первоначального «маршрута» – сёнэн журнала, который должен был стать конкурентом известного «Shounen JUMP». Несмотря на популярность у читателей «эникс кэй» манги, часть редакции не видела ничего хорошего в популярности «унисекс» манги и считала, что журнал занимается деконструкцией сёнэн направления. Жанры и стили перемешивались во всех манга журналах компании. Как отмечают некоторые поклонники, еще одна черта, которой обладали журналы «эникс кэй» – это определенные элементы, рассчитанные на отаку. Например, старые работы Фудзивары Кокоа, в которых главные женские персонажи нарисованы обычно как милые «лоли», а мужские – как прекрасные «бисёнэны». Фанаты считают, что часть редакции намеревалась избавиться от подобных элементов в манге, сделать журналы более мэйнстримными и соответствующим «традиционным» понятиям о сёнэн манге.

Журнал «Comic Blade» с «переехавшей» в него мангой «Ария».

В 2001 году редакционные разногласия в «Enix» достигают своего пика и приводят к скандалу. Всё начинается с ухода из компании первого главного редактора «Shounen Gangan» – Хосаки Ёсихиро, при котором и создавался необычный образ журнала. Покинув «Enix», Хосака создает издательство «Mag Garden», хорошо знакомое русскому читателю манги по таким работам, как «Невеста чародея»«Девочка из Чужеземья» (изданы в России «Истари Комикс») и др. Однако новым проектом дело не ограничивается, так как Хосака «забирает» с собой большую часть именитых мангак линейки журналов «Enix». Среди них Амано Кодзуэ, Нанаэ Куроно («Железный миротворец», «Peacemaker Kurogane»), Киносита Сакура («Мифический детектив Локи: рагнарёк», Matantei Roki RAGNAROK») и др. Ведущим журнал издательства, куда перешли многие художники, становится сёнэн журнал «Comic Blade».

Таким же образом из редакции уходит и главный редактор «G Fantasy» –Сугино Ёскэ, забирая с собой таких мангак, как Кога Юн, Минэкура Кадзуя и Эндо Минари («Maria Holic»). На тот момент Минэкура была невероятна популярна благодаря хиту «G Fantasy» – манге «Саюки», а Кога Юн как раз начала в журнале свою новую после манги «Гештальт» работу. Это манга «Возлюбленный» («BELOVED»), начало которой публиковалось в «G Fantasy», а в итоге она переехала в новый журнал Сугино Ёскэ – «ZERO SUM» (издательство «Ichijinsha»), направленный на женскую аудиторию. Уже в «ZERO SUM» работа Кога Юн стала выходить под новым названием – «Нелюбимый»(«LOVELESS»). В России «Нелюбимого» и «Гештальт» издает «Фабрика комиксов».

Естественно, компания «Enix» не могла просто закрыть глаза на такие перевороты в редакции и уход своих художников. Кроме того, встал вопрос авторских прав, ведь многие художники продолжили выпускать свои работы в других издательствах, тогда как изначально публиковали их у «Enix». Начинается судебное разбирательство, в результате которого в 2003 году конфликт считается урегулированным.

«Стальной алхимик» на обложке «Shounen Gangan».

Уход из журналов «Enix» большого количества ведущих мангак повлек за собой самый настоящий раздрай в изданиях компании: многие публикации обрываются в журналах. По этой причине «Gangan Wing», потеряв многих своих художников, находится на грани закрытия, а «Stencil» и вовсе закрывают. Нелегко приходится и главному журналу линейки – «Shounen Gangan», которого спасает увеличение числа глав от оставшихся мангак. Например, «Подземелье Токио» («Tokyo Underground») Акинобу Ураку в то время выходит в журнале чаще. Также журнал спасает новая работа Аракавы Хирому, ее будущий хит – «Стальной алхимик» («Нagane no Renkinjutsushi»), который начинает в прямом смысле продавать журнал в самое тяжелое для него время и увеличивает тиражи. В то же время «Стальной алхимик» является «идейным продолжением» направления «эникс кэй» — эта манга одинаково нравится и мужчинам, и женщинам. В России «Стального алхимика» выпускает «Азбука».

В Результате «раскола» волнения происходят и среди фанатов: как отмечают многие японские поклонники, резкое окончание многих серий, их «подвисание» и переход в другие журналы огорчил многих, кто привык к любимым изданиям. На этом фоне особенно тяжело некоторые восприняли переход Сакурано Минэнэ в «Mag garden». Манга «Храни меня, Небесная Стражница!» возобновилась в журнале нового издательства, но через некоторое время в ней сильно изменилась графика. Многие поклонники видели в этом влияние случившегося конфликта, который не пошел на пользу художнице. На самом деле мангаке из-за болезни помогали художники из «Studio two wings».

Сегодня

Несмотря на конфликт в редакции, элементы «эникс кэй» и сегодня сохранились в линейке журналов уже «Square Enix» — компании, которая образовалась в результате слияния «Enix» и «Square». Самые старые журналы «Shounen Gangan» и «G Fantasy» теперь открыто позиционируют себя как журналы для юношей и девушек одновременно (с неофициальным ориентиром «G Fantasy» на женщин). Во всех остальных журналах линейки, включая новые сэйнэн издания («Big Gangan» и «Young Gangan») публикуются мангаки-женщины и мангаки-мужчины, все довольно смело импровизируют с жанрами и графикой. Журналы не превратились в конкурентов топовых сёнэн журналов, однако пошли по собственному уникальному пути. Можно сказать, что издания «Enix» также повлияли на процессы, которые происходят в сегодняшней манге, где активно стирается грань между сёдзё и сёнэн и появляются такие издания, как «Hibana», «Rakuen ~ le paradise», «Comic Gen», «Harta» и другие, ищущие нестандартный подход к своей аудитории в условиях современного манга-рынка.

Добавить комментарий