книги,  переводы

История поствоенной сёдзё манги. Глава 2. Черный рынок и «акахон». Тэдзука Осаму и новеллы для девочек.

Глава 1. «Цветочные истории» и лирические картинки: довоенные журналы для девочек

15 августа 1945 года Япония объявила о своей капитуляции. Вместе с оккупацией в страну ворвалась и американская демократия, дух которой пропитал Японию и притеснил её национальную культуру (например, японскую историческую драму, дзюдо, кэндо). Людям, однако, были необходимы развлечения. После войны бумага была в дефиците, а в связи с тем, что некоторые издательства (например, «Коданся») некогда выпускали труды военных преступников, теперь они и сами считались военными преступниками (согласно Издательскому Комитету Японии). Многие люди, которые были заняты в издательском деле до войны, все еще к нему не вернулись. Именно в такой вот обстановке, прямо в сердце черного рынка, и зарождались неказистые книжки «акахон».

«В 1946 году издательский мир Кансая переживал процветание вместе с возрождением района Мацуя-мати в Осаке (1). Издатели в основном выпускали мангу. На дешевой бумаге низкого качества и по цене в 5-10 йен за книгу. Эта манга была посвящена повседневным историям о детях и оккупационных войсках, содержание ее было крайне никудышным».

( Тэдзука Осаму, «Я-мангака»)

«Новый остров сокровищ»

Как видим, манга возродилась на черном рынке Осаки в виде книг акахон. Хотя это событие скорее следовало бы называть рождениемсовременной манги. Стартом послужила акахон Осаму Тэдзуки «Новый остров сокровищ» («Shin takarajima»). В 1947 году эта книжка была продана в количестве 500 тысяч экземпляров, а уже на следующий год бум акахон захватил не только Осаку, но и Токио*.

*примечание Ёнэдзавы: По словам Тэдзуки – продано было 400 тысяч экземпляров, но, согласно исследованиям Накано Харуюки (манга-критик. Автор большого количества исследований о работах Тэдзуки), их могло быть куда меньше.

Кроме манги в виде акахон появлялись самые разные издания, так как люди тогда были готовы покупать буквально любые книги с любым содержанием.

Сейчас акахон показались бы читателю наивными и несовременными, однако в то время они были настолько популярны, что 300-400 магазинов игрушек, включая издательства-однодневки, занимались изданием акахон параллельно со своей основной деятельностью. В 1949 году количество изданий в месяц достигло 600. Печатали акахоны в формате 127х128 мм, размером около ста страниц и в двух-трех цветах. Появились специализированные издательства акахон «Enomoto Horeikan»«Yorinsha»«Mishima shobō»«Iemura bunkido»«Maruyama Tōkōdō»«Fuji shobō»«Araki shobō»«Ikuei shuppan» и другие.

«Четверка лесных фехтовальщиков»

В Осаке книжки акахон продавали в районе Мацуямати, в Токио – на рынке Амэёко. Не очень понятно, в каком именно виде тогда была представлена сёдзё манга: она смешивалась с другой мангой и разными книгами, изданными в виде акахон. Однако есть сведения, что из 300 тысяч акахон – 20 процентов были теми самыми сентиментальными новеллами для девочек (в среднем — 50 тысяч). 

Наступила эпоха, когда стори манга Тэдзуки породила целую волну новых авторов. Прославившись во время «бума акахон», Тэдзука, который позже создаст «Принцессу рыцаря» («Ribon no kishi»), рисует сказочную мангу «Четверка лесных фехтовальщиков» («Mori no yon kenshi») (1948) (по мотивам сказки Братьев Грим «Два брата») и «История волшебного леса» («Kiseki no mori no monogatari») (1949).

«История волшебного леса»

«История волшебного леса» – настоящий росток сёдзё манги. Она наполнена «диснеевским» фэнтези, романтикой и трагизмом судьбы. А поцелуй персонажей в манге «Ангел с револьвером» («Kenjū Tenshi») является еще одним доказательством того, что именно благодаря Тэдзуке в мангу пришла любовь. Если не считать историй для взрослых, следующая сцена поцелуя появилась в сёдзё манге лишь спустя 15 лет.

Поцелуй в манге «Ангел с револьвером»

Дефицит бумаги был временным, и позже бум акахон переходит в бум касихон (2) манги, выпускаемой в виде танкобонов (3). (так называемый, «второй бум акахон»). Во время популярности касихон манги, дебютируют со своими работами такие художники, как Хигасиура Мицуо (1948), Ватанабэ Масако(1952) и Ямаути Тацуми (1952): все они рисуют сёдзё мангу.

Почему же закончился первый бум акахон? Конечно, с 1949 по 1950 годы значительно ужесточились налоги, однако в упадке акахон скорее всё же виновато появление ежемесячных журналов, которые завладели вниманием читателей.

Книжки акахон сегодня можно охарактеризовать как послевоенные искусственные цветы, которые хаотично цвели в Японии.

  1. Мацуя-мати торговая улица, сейчас на ней более 100 магазинов, торгующих, в том числе и японскими куклами, сладостями и игрушками. http://www.matuyamati.com/index.html

2. Касихон – книги, манга, журналы, которые можно было взять напрокат в специальных салонах.https://en.wikipedia.org/wiki/Kashi-hon

3. Танкобон— формат издания книг. Танкобон обычно представляет собой отдельную (то есть не входящую в серию) книгу. Как правило (хотя и не всегда), он выпускается в мягкой обложке. Практически вся современная манга выходит в этом формате.

Добавить комментарий