«Дом Токива» и «Салон Оидзуми»: места, где создавалась история современных манги и аниме
Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 2 августа 2019 года.
Есть много историй на тему создания манги, в том числе и автобиографичных. Вот лишь некоторые из них, которые официально изданы/издаются в России: «Бакуман» (издательство «Азбука»), «Блаблабла» (издательство «Истари Комикс»), «Дневник моих исчезновений» (издательство «Alt Graph»). Образ мангаки нередко появляется и в различных аниме сериалах вместе со своими помощниками и редактором – важными участниками системы создания манги.
Ту часть системы, когда художник нанимает ассистентов, придумал «бог манги» Тэдзука Осаму. Кроме невероятного таланта и продуктивности, он был также известен тем, что постоянно прятался и сбегал от своих редакторов, когда не успевал сдать им новую главу манги в срок. Чтобы успевать рисовать мангу в еженедельные и не только журналы, Тэдзука стал нанимать начинающих художников, которые не только помогали ему, но и сами учились у мастера. Надо отметить, что в наше время найти ассистентов куда проще: есть специальный веб-портал, где ассистенты размещают резюме, а отдельные журналы и издательства постоянно набирают помощников для мангак через свои сайты.
До появления сети Интернет мангакам было куда сложнее найти хороших помощников: некоторые авторы вели переписку со своими поклонниками – часто юными художниками, после чего устраивали личную встречу с просмотром работ. Иногда ассистентов помогал найти редактор (как правило, из художников, которые недавно дебютировали в мире манги). Существует также два исторических места, которые связаны с объединениями мангак, помогавших друг другу и создававших мангу бок о бок в 1950-1970 годы.
Звёзды «Дома Токива»
Хозяин апартаментов, в которые заселился Тэдзука после переезда в Токио, был крайне недоволен тем, что к богу манги сутки напролет наведывались взволнованные редакторы. В результате Тэдзуке пришлось искать новое место для жилья и работы, так он попал в «Токива-со», иначе – «Дом Токива». Это деревянное двухэтажное здание с десятью комнатами, которые как раз сдавались владельцем. В 1953 году сюда заселились Тэдзука и Тэрада Хироо (известен своей спортивной мангой), их комнаты располагались по соседству.
На следующий год Тэдзука съедет, предоставив свою комнату талантливому дуэту Фудзико Фудзио (в России известны, как авторы манги «Дораэмон»), а Тэрада начнет приглашать в Токиву все больше начинающих мангак и станет ее негласным лидером. Дом Токива станут также называть «Домом манги».
На протяжении десяти лет (с 1953 по 1962 год) в стенах Токивы создавались работы, которые завоевали любовь всех детей Японии, а некоторых из этих детей даже побудили стать мангаками. Необходимо понимать, что манга в это время предназначалась в большинстве своем именно для детской аудитории, а новое поколение мангак еще только росло (многие – на работах великого Тэдзуки). Помимо вышеупомянутых художников, в Токиве жили:
- Исиномори Сётаро. Невероятно популярный мангака, кстати, известный в России в первую очередь как автор манги «Корабль-призрак» («Soratobu Yūreisen»), экранизация которой была одним из первых аниме, показанных в СССР. Исиномори начинал, как ассистент Тэдзуки, который как раз пригласил его помогать после знакомства с первыми работами молодого Исиномори. Уже в конце 1990-х, будучи тяжело больным, Исиномори связался со своим большим фанатом – мангакой Симамото Кадзухико. Он попросил Симамото закончить в виде манга-сериала свой старый ваншот «Человек-череп» («Skull man»). Данную мангу, сюжет которой принадлежит Исиномори, а рисунок – Симамото, в России выпускает «Фабрика комиксов».
В Токиве Исиномори жил вместе со своей старшей сестрой, которая очень поддерживала его. - Акацука Фудзио. Мастер комедийной манги, а также автор одного из первых махо-сёдзё – «Секрет Акко-тян» («Himitsu no Akko-chan»), которое рисовал для сёдзё журнала «Ribon». В последнее время его имя снова стало популярно в Японии и в мире благодаря своеобразному ремейку манги «Осомацу-кун» («Osomatsu-kun»). Мангака Мидзуно Хидэко описывает молодого Акацуку, как главного красавчика Токивы, этакого бисёнэна.
- Мидзуно Хидэко. Единственная женщина-мангака, которая проживала в Токиве. Свои воспоминания об этом периоде она опубликовала в книге «Дневник Токивы» («Tokiwa-so nikki»), которая вышла в 2016 году. Подружилась с Акацукой и Исиномори, вместе с которыми рисовала мангу. Мидзуно считается одной из первых успешных женщин-мангак, повлиявших на сёдзё мангу. Так, ее манга «Fire!» – это первая сёдзё манга, где главным персонажем является юноша, а также своеобразная предшественница направления дзёсэй, ориентированного на взрослых женщин.
- Судзуки Синъити. Не только мангака, но и аниматор, режиссер аниме. Больше известен именно как создатель аниме – вместе с Исиномори Сётаро и Фудзико Фудзио он основал анимационную студию «Zero», а также был режиссером аниме «Мы – мангаки. История Токивы» («Bokura Mangaka: Tokiwasou Monogatari»), которое как раз рассказывает о повседневной жизни художников в доме Токива.
- Мориясу Наоя. Мангака, подселившийся к своему другу Судзуки Синъити. Когда получал деньги за свои работы, то тратил их на развлечения и еду. Не только не платил аренду, которую делил напополам с Судзуки, но и продавал книги и одежду последнего, чтобы добыть еще денег. Плохо укладывался в сроки журналов, в итоге редакция перестала выпускать его мангу, а Тэрада выселил Мориясу из Токивы.
- Ёкота Токуо. Автор большого количества сёдзё манги и комедийных историй. Интересно, что в итоге стал заниматься образовательной мангой, иллюстрируя различные явления и рассказывая о них в виде манги.
- Ямаути Джордж. Считается последним мангакой-жителем Токивы. Начинал свой путь, как ассистент Фудзико Фудзио и Исиномори Сётаро, а прославился благодаря иллюстрациям с животными.
- Камуи Саскэ. Иллюстратор и бывший работник студии «Mushi production». Жил в Токиве перед самым ее сносом в начале 1980-х, скорее в знак уважения и памяти к этому месту.
Мангаки дома Токива помогали друг другу в создании манги, дружили и придумывали вместе разнообразные проекты (от манги до аниме студии). По мотивам их жизни в Токиве было снято не только аниме, но и несколько фильмов/сериалов, в том числе и документальных, отдельный сериал про Исиномори Сётаро. Также написано немалое количество воспоминаний – как в виде книг, так и в виде манги. Сейчас в Токио существует мемориал, посвященный мангакам дома Токива, а в 2020 году обещают закончить проект по воссозданию этого исторического места, которое станет музеем.
Салон Оидзуми – штаб-квартира революционерок сёдзё манги
Салон Оидзуми – это еще одно историческое место, которое в первую очередь связано с сёдзё мангой и именами двух известных мангак – Такэмии Кэйко и Хагио Мото. Именно благодаря в том числе и их стараниям так изменилась манга для девочек, которая ранее в основном создавалась мужчинами, была совсем детской и боялась вести со своими читательницами разговоры на серьезные темы. Художниц относят к «Союзу 24 года» – группе, в которую поклонники определили женщин-мангак, менявших сёдзё мангу в конце 1960-х — начале 1970-х годов с помощью новых жанров, тем и визуальных приемов.
Такэмия Кэйко вдохновлялась работами Исиномори Сётаро, который жил в Токиве, и сама начала рисовать мангу. Переехав в Токио, она познакомилась с Хагио Мото, чьи работы уже встречала в журналах и была от них под большим впечатлением. Каково же было ее удивление, когда Хагио Мото оказалась юной девушкой, а не мужчиной, как представляла себе Такэмия по ее манге! Еще одна важная фигура в истории Салона Оидзуми – это Масуяма Нориэ – почитательница творчества Такэмии и Хагио, которая помогала художницам, а в определенное время была «продюсером» и соавтором Такэмии. Такэмия и Хагио решили снять себе две комнаты в деревянном доме, который в итоге и стали называть «Салон Оидзуми» (из-за расположения в районе Нэрима, Оидзуми в Токио). Масуяма Нориэ задумывала Салон Оидзуми как «женский вариант дома Токива», где бы могли вместе собираться и работать сёдзё мангаки. Конечно, от Токивы Салон отличался в первую очередь своим размером. Такэмия и Хагио занимали две комнаты на двух этажах здания, где также были маленькая кухня, ванная и туалет. Иначе говоря, это уже был не «барак», а квартира.
А вот по своему значению Салон Оидзуми не уступает Токиве – именно в Салоне в начале 1970-х собирались известные художницы того времени и обсуждали будущее сёдзё манги. Как отмечает в своих воспоминаниях Такэмия Кэйко (книга «Имя юноши – Жильбер», «Shounen no na wa Gilbert»), женщины-мангаки в то время получали за страницу манги меньше мужчин, то же самое касалось и цветных разворотов для журналов. Эту проблему также обсуждали в Салоне и искали вместе пути решения. Кроме того, здесь же зарождалось ответвление сёдзё манги под названием «сёнэн-ай». Отчасти именно благодаря встречам подруг в Салоне, на свет появились такие шедевры манги, как «Песня ветра и деревьев» («Kaze to ki no uta») и «Сердце Томаса» («Thomas no shinzou»). Кроме того, Такэмия и Хагио активно продвигали в сёдзё манге жанры научной фантастики, фэнтези, драмы.
Салон посещало большое количество современниц Такэмии и Хагио, а также их поклонницы, среди которых были и начинающие мангаки. Так, например, зимой 1971 года две лучшие подруги-старшеклассницы Саката Ясуко и Кай Юкико приехали в Салон в гости к Хагио Мото. Встреча настолько вдохновила их, что следующее лето они провели вместе, работая над мангой. Еще одна известная сёдзё мангака, которую изменил Салон – это Сато Сио, которая много времени проводила с Хагио и Такэмией, помогала им с мангой, как ассистентка, а затем и сама начала создавать удивительную по своей красоте фанатастическую и фэнтези сёдзё мангу (самая известная – «Планета, видящая сны», «Yumemiru wakusei»). «Костяк» Салона Оидзуми в виде Такэмии, Хагио, Мориямы и Ямагиси Рёко (известна по манге о русском балете «Arabesque») также путешествовал вместе по странам Европы и СССР в начале 1970-х, впечатления от путешествий отражены во многих работах художниц.
Просуществовал Салон с 1970 по 1973 год, до момента, когда Такэмия поняла, что у нее начинается творческий кризис в связи с проблемами с «Песней ветра и деревьев», которую долго не хотели публиковать.
После этого Хагио и Такэмия пошли каждая своим путем в манге, но и на сегодняшний день нельзя не признать их вклад в развитие индустрии и то большое влияние, которое они оказали на целое поколение сёдзё мангак.