рецензии

Мацуда Наоко «Второе издание!»

Кол-во томов:  11 (онгоинг по состоянию на 2019 год)

Перевод (по состоянию на 2019 год): отсутствует

Направление: сэйнэн

Сэйнэн из журнала «SPIRITS». Если вы следите за премиями Тэдзуки Осаму и «Манга тайсё», то название покажется знакомым. «Juhan shuttai!» («Второе издание!» ) — это манга о манге. О людях, которые ее любят и которые решили связать с ней свою жизнь. Это манга о любви к своему делу, пусть не всегда любви взаимной. Весь «Juhan Shuttai!» — это искренняя любовь, которая не зависит от возраста, пола, жизненного опыта. Волшебные слова «juhan shuttai» означают «второе издание» — то, что первый тираж книги раскуплен полностью, она популярна, а значит это успех и грядет выпуск второго тиража.

Есть джамповский, наиболее известный и любимый всеми «Bakuman» (сейчас издает на русском «Азбука»), есть комедийный «Gekkan Shoujo Nozaki-kun» («Ежемесячное сёдзё Нодзаки-куна»), есть драматичная и добрая «Kakukaku Shikajika» («Бла-бла-бла», выпускает в России «Истари Комикс») и другие подобные работы. Все эти истории так или иначе связаны с созданием манги и по большей части раскрывают тему со стороны главного творца — мангаки. А есть «Juhan shuttai!», которая тоже посвящена индустрии манги, но эта работа охватывает большое число «участников процесса», чем вышеописанные. «Juhan shuttai!» — это манга о целой редакции манга-журнала, издателе, редакторах, художниках, которые в журнале публикуются, людях, занятых в продажах на книжном рынке и всех тех, кто помогает истории попасть к своему читателю. Не побоюсь сказать, что это наиболее сильная и интересная работа, которую я на тему манги читала.

Главная героиня – Кокоро – долгое время занималась дзюдо и мечтала об участии в олимпийских играх, однако травма поставила на её мечте крест. Вторая любовь Кокоро – это манга, которой она увлекалась с детства. Она и дзюдо заинтересовалась из-за манги про этот вид спорта. Поэтому Кокоро твердо намерена пройти собеседование и устроиться работать в редакцию манга журнала. И она проходит это собеседование, попадает в мужской коллектив сэйнэн журнала «Vibes», где все работники очень разные, но все одинаково любят мангу. Кокоро быстро получает прозвище «когума» («медвежонок») за свой в чем-то неказистый вид и уши, похожие на пельмени гёдза. Очень быстро все в редакции проникаются к молодой женщине симпатией и уважением за тот оптимизм, который она несет сквозь свою работу, и за нескончаемую позитивную энергию. Кокоро находит выход из таких ситуаций, из которых, казалось бы, выхода нет, а еще она умеет и любит работать с людьми. Но, конечно, на пути к тому, чтобы стать хорошим редактором, она встречает много трудностей: и, когда, ей поручают работать с известным мангакой, который чуть не уходит в другой, конкурирующий, журнал; и, когда уже Кокоро сама находит молодых художников, чей дебют хочет организовать.

Через Кокоро и ее коллег очень интересно наблюдать за взаимоотношениями редакторов манги и мангак, их ассистентов. Мы видим, как создается журнал манги и какое это непростое дело – издание и продвижение одного томика манги. И видим мы все это через людей, которые над мангой работают. А это огромная цепь, где важно крепко держаться за руки и идти к одной цели.

Мангаки «Vibes» все очень разные и каждый со своими тараканами: здесь и пожилой мангака, который уже много десятилетий рисует одну долгую историю, а некоторые ассистенты недовольны тем, что «старик все никак не угомонится, да и вообще занимает место, которое мог бы занять кто молодой!». И мангака, чье настроение постоянно меняется в зависимости от поведения его девушки, которая то уходит от него, то снова возвращается. И мангака-икэмен, который рисует комедийную мангу, но последнюю его серию закрыли из-за низкой популярности, из-за чего у него депрессия. И это еще не все персонажи.

У мангак замечательные, волшебные редакторы. Очень хорошо показано, какую же важную роль играет редактор и насколько популярность мангаки будет зависеть именно от толкового редактора. Иногда редактор боится что-то высказать мангаке или думает, что «пипл схавает, так сойдет» и рейтинги истории в итоге падают. А бывают такие редакторы, как новенькая Кокоро или бывалый Иокэбэ — они делают все для своих художников, всегда стараются помочь им. Вообще все отношение издательства «Vibes» со своими художниками и то, как они вместе преодолевают трудности несмотря ни на что, настолько трогательно изображены, что порой наворачиваются слезы от чувств. Как сказал редактор Ясуи про одного из «подопечных» мангак: «Я влюбился в ваш талант». Многие редакторы действительно влюблены в талант своих художников, и эта любовь помогает выйти замечательным историям в свет.

В манге ставятся такие интересные вопросы, как «что значит быть хорошим редактором?» И, «почему иногда хорошая манга так плохо продается?»

Раскрывается и трагедия, которая произошла в прошлом: журнал, над которым работала ранее часть нынешней команды «Vibes», был закрыт. Многие люди потеряли работу, многие связи с художниками потерпели крах. Больше всего эта трагедия повлияла на редактора Ясуи-сан. Он поначалу производит неприятное впечатление – вечно ворчит, на работе никому не помогает и сидит целыми днями в фэйсбуке, а с важных мероприятий всегда уходит пораньше – к своей семье. Когда Кокоро находит двух художников-новичков и начинает работать над их дебютом, Сакурай переманивает одного из новичков к себе. Но в «Juhan shuttai!» нет отрицательных персонажей: все меняются по ходу истории, всему поведению есть причины. Не только это показано на примере Ясуи, но и на примере одного из персонажей-ассистентов мангаки, который никак не может дебютировать уже много лет. Этот персонаж начинает завидовать таланту молодого художника Хаку, который очень плохо рисует, но чьи истории потрясающие и захватывают читателя.

В «Juhan shuttai!» ты можешь стать мангакой, даже если ты плохо рисуешь. Ты можешь стать мангакой, даже если тебе уже за семьдесят лет. Даже если ты поначалу не уверен в своих силах и тебя отговаривают близкие. Главное – любить то, что ты делаешь, не бояться идти вперед и победить все страхи в себе. Задача редакторов – обеспечить поддержку художникам в своем журнале.

Новички приходят в издательство и редактор ведет с ними беседу в переговорной, смотрит их работы и черновики-«неймы». Первым художником, который приходит к Кокоро – становится старенький дедушка, рисующий ёнкомы в стиле ретро-манги типа «Норакуро». Кокоро приходится не только тут же понять, как лучше объяснить, что этот формат не подходит для журнала «VIBES», но и как-то направить дедушку далее, помочь ему, ведь его «отвергли» уже в нескольких издательствах. Кокоро понимает, что независимо от возраста новичок есть новичок, его требуется направить, дать подсказки. Завершение этой истории с дедушкой настолько чудесное, что никого не оставит равнодушным.

Среди историй о мангаках есть и арка о пьянице, некогда очень известном мангаке, который забросил мангу после смерти жены и сейчас живет с дочерью-школьницей. Кокоро и Иокэбе пытаются договориться с ним о том, чтобы его старые работы получили новую жизнь в виде электронного издания. Кстати, электронные версии манги — это отдельная тема в «Juhan shuttai!»: журнал пытается выжить во время, когда у всех есть гаджеты и всевозможные развлечения, помимо манги.

Позднее Кокоро начинает работать с двумя новичками, которых встречает на комикс-фестивале, где у редакции «VIBES» свой стенд. Один из них – Хаку, которому она помогает дебютировать. Это неприветливый юноша со сложным характером, он рисует мангу о непонятных созданиях, контролирующих людей. Хаку плохо понимает, как создается манга, но обладает талантом придумывать захватывающие сюжеты и хорошо чувствует построение раскадровки в манге. Второй новичок – студентка Кину, которая ранее рисовала BL-додзинси. Она отлично рисует, но у нее проблемы с подачей персонажей и историями. Кокоро дает ей советы и помогает сделать мангу лучше, но Кину не может ждать дебюта так долго, начинает сомневаться в Кокоро и уходит к Ясуи-сану, который только пользуется ею и доводит девушку до болезни. Доверие между редактором и художником — одна из ведущих тем манги. Эта связь такая хрупкая, такая сложная и в то же время невероятная.

Помимо мангак и редакторов важную роль в сюжете играют работники из отдела продаж – Коидзуми, который получил за свое равнодушное отношение к работе кличку «привидение», но позже, под влиянием Кокоро, он меняется и делает очень многое для того, чтобы продать новую мангу «VIBES». Продавцы из книжных магазинов, из манга-уголков, которые делают специальные стенды для любимой манги. Дизайнер обложек для томиков, ведь обложка играет очень большую роль! Дизайнеры, которые работают над томиками. Типография. В «Juhan shuttai!» рассказывают о всех.

Отдельно интересно выглядят конфликты между людьми, увлеченными своей работой, и их близкими. Очень хорошо этот конфликт показан на примере мангаки, который очень любит свою девушку, но она часто бросает его из-за его работы. Девушка не может понять его любви к манге и не поддерживает его. И в противопоставление этой ситуации история женщины, которая сканирует оригиналы для томиков и журналов. Иногда ей приходится оставаться на работе допоздна или же пропускать какие-то важные события, но ее молодой человек становится ее опорой и принимает ее любовь к своей работе.

Весь «Juhan shuttai!» пронизан необычаемым чувством доброты, которое вселяет уверенность в себе. Каждый том испытываешь очень сильный подъем и позитив, насколько трогательны все эти события и люди. Не зря у главной героини такое имя, ведь «Кокоро» — «Душа». Это манга о замечательных людях!

К стилю Мацуды Наоко поначалу может быть сложно привыкнуть: он рваный, вечно прыгающий, местами странный. Но как же быстро к нему проникаешься любовью! А еще все персонажи нарисованы очень по-разному. Иногда кажется, что отдельных персонажей рисовали разные художники, но потом понимаешь, что это все кисть Мацуды.

Теперь немного о дораме. Я, узнав, что манга экранизирована в виде сериала, конечно, решила посмотреть. Друзья, я не такой уж большой фанат дорам, но я всем очень ее советую. Тем более, что, в отличие от манги, она полностью переведена на английский и, более того, ее перевели на русский язык. Экранизация потрясающая. Актеры, на мой взгляд, подобраны идеально, музыка прекрасна, а от манги сюжет почти не отличается. Разумеется, из-за того, что манга – онгоинг, то дорама закончилась, можно сказать, завершением одной сюжетной арки. Но все равно, она отличная! Видно, что сделано с большой любовью. Основные отличия от манги: с самого начала нам дают больше взаимодействия между Кокоро и Коидзуми, в манге такого нет. Некоторые моменты немножко поменяли: так, например, историю директора издательства рассказывает Иокэбэ, когда в манге Кокоро сама узнала ее от директора. В сериале Ясуи ведет твиттер, куда постоянно пишет всякие измышления о Кокоро и издательстве. Ну и немного всяких мелочей, на самом деле не сильно значительных, а местами для сериала даже и лучше, что измененных.

Любопытные камео: манга, которую рисуют в дораме «мангаки» по ходу нарисована реальными художниками-мангаками. Так, в одной из серий появляется работа, нарисованная известной сёдзё мангакой Икуэми Рё под псевдонимом «Руу Руу» (там даже появляется сэйнэн манга Икуэми «Oyasumi, karasu, mata kita ne», которая тоже печатается в «Spirits»). Очень красивый эпизод о том, как продавщица в книжном магазине любила с подросткового возраста работы Руу Руу и как они стали ее опорой в нужные моменты. В конце этого эпизода «Руу Руу» приходит в магазин, к стенду со своей мангой и встречается с продавщицей, которая не верит собственным глазам. Встреча мечты.

Резюме: отличная и очень душевная манга, раскрывающая весь процесс создания манги и деятельность людей, в этом создании задействованных.

Добавить комментарий