«Tokyo Mew Mew ōre»: новое переосмысление махо-сёдзё
В последнее время фанаты часто говорят о том, что махо-сёдзё в его классическом виде практически исчезло. Из современных аниме в этом жанре можно назвать, например, франшизу «Хорошенькое лекарство» («Pretty Cure»), невероятно популярную в Японии. В остальном новые истории о девочках-волшебницах стали больше ориентироваться на взрослую аудиторию и приобрели мрачный оттенок, либо же превратились в комедийные пародии на жанр. В статье мы рассмотрим, как известный сёдзё журнал «Nakayoshi» в конце 2019 года решил переосмыслить жанр и создал классическое махо-сёдзё, но вместо девочек-волшебниц главными персонажами в нем стали мальчики.
Журнал «Nakayoshi» (дословно – «Хорошие друзья») был главной «обителью» махо-сёдзё в 90-е и начале 2000-х, когда жанр пользовался невероятной популярностью. Именно на его страницах выходили такие хиты, как «Sailor Moon» и «Card captor Sakura». А также чуть менее популярные, но не менее любимые – «Tokyo Mew Mew», «Mermaid melody», «Sugar Sugar Rune» и др. В России из опубликованного в данном журнале было полностью издано махо-сёдзё «Shugo chara» («Характеры-хранители», издательство «Фабрика комиксов»), продолжается также выпуск «Sailor Moon» (издательство «XL Media»). Кроме того, в «Nakayoshi» выходит спинофф манга по франшизе «Pretty cure», ориентированной на семейную аудиторию и детей (в отличие, от, например, той же «Мадоки», также невероятно популярной).
В 2019 году «Nakayoshi» масштабно отпраздновал свое 65-летие: в Токио прошла выставка журнала, было организовано специальное коллаб-кафе, выпущен артбук. В самом журнале в честь юбилея решили запустить новые серии, которые бы перекликались с нетленной классикой, некогда так полюбившейся читателям. Перед новым годом журнал уже сделал запуск одной новой махо-сёдзё манги в жанре, где благородная волшебница-«воришка» вынуждена скрывать от лучшего друга/романтического интереса свою вторую сущность, так как он связан с полицией и детективами. Речь идет о манге «Majo kaitou LIP S», которая умело сочетает в себе и каноны такого популярного махо-сёдзё из «Nakayoshi», как «Таинственная грабительница Сэйнт Тэйл» («Kaitou Saint Tail»), так и элементы современной популярной культуры. Например, важную роль в манге играют айдолы, а после превращения-хэнсина девочки тоже напоминают айдол-группу.
В самом конце 2019 года «Nakayoshi» неожиданно объявил о запуске еще одного махо-сёдзё, а точнее спин-оффа уже всем известной популярной работы – «Токийские кошечки» («Tokyo Mew Mew»). Первый номер журнала за 2020 год сразу привлекает внимание своей обложкой. Обычно на обложке размещается изображение главной героини какой-либо манги, либо несколько персонажей, однако уж точно не часто, а то и совсем никогда – мужской персонаж, да еще и без героини… Единственное исключение, которое можно вспомнить в этом случае, это обложки с инопланетным малышом Ру из манги и аниме «Daa! Daa! Daa!».
«2020 год – это год запуска проекта «Mew Mew»!» значится на обложке с изображением Сибуя Аой – нового героя «Nakayoshi», а так же лидера «обновленной» команды «Токийских кошечек», состоящей из юношей (стало быть, теперь – «Токийских котиков»). Помимо новой серии, в декабре и феврале в журнале также опубликовали короткое продолжение оригинального «Tokyo Mew Mew», включающее в себя две главы.
Для тех, кто не знаком с оригинальным «Tokyo Mew Mew», кратко поясним, что это манга и аниме, популярные в начале 2000-х, проект художницы Икуми Мии и сценаристки Ёсиды Рэйко. По сюжету пять героинь получают силы редких животных, поэтому после хэнсина у них появляются милые ушки и хвосты. Свои новые силы они используют в борьбе с инопланетянами, желающими завладеть Землей. Девушки также начинают подрабатывать в кафе (на деле их штаб-квартира), которым владеют двое юношей – руководители проекта «Mew project» и наставники героинь.
Новая работа «Tokyo Mew Mew ōre» продолжает тему из оригинала: снова есть команда, которая получила силу для защиты Земли, однако на этот раз это группа юношей. Тем не менее, в манге все же фигурирует главная героиня по имени Андзу. В отличие от своих одноклассниц, увлеченных школьной звездой – юношей Сибуей-куном, Андзу не испытывает особо интереса к теме любви и свиданий. Девушка много читает и изучает редких животных, полностью погружаясь в любимую тему, которую она разделяет со старшей сестрой-ученым.
В день Хэллоуина в районе Сибуя в Токио (имя главного персонажа – отсылка именно к этому району), как обычно, проходит бурное празднество Хэллоуина. Одноклассницы уговаривают Андзу пойти на костюмированное шествие вместе с ними, но девушка сомневается, хотя сестра тоже советует ей пойти и развеяться. Правда, единственный хэллоуинский наряд, который может себе придумать далекая от шумных тусовок Андзу, это костюм «пьяного саларимана» с галстуком, повязанным вокруг головы.
На празднике Андзу замечает, как к некой девушке пристают хулиганы. Героиня вступается за нее, дело идет к драке, но неожиданно появляется Аой и помогает Андзу сбежать от грубиянов. Впервые между двумя персонажами происходит дружеская беседа, из которой читатель понимает, что Аой ужасно боится драк и физически плохо развит, а у Андзу на самом деле два черных пояса по каратэ и дзюдо, почему она в том числе и не побоялась вступиться за незнакомку.
Через некоторое время в Сибуии появляется монстр, который начинает крушить все на своем пути. Аой перевоплощается и спасает Андзу от строительных балок, обрушившихся на нее из-за монстра.
Здесь мы наблюдаем интересное переосмысление типичного для махо-сёдзё сюжета, где, однако, героиня и герой «меняются местами». Сибуя Аой считает себя слабым и не обладает физической силой. По этой причине он уверен, что не может быть героем, которым в глубине души хотел бы стать. Перевоплощаясь, юноша, однако, получает силу и может сражаться в образе нэко-мальчика. Довольно стандартное развитие сюжета для классического махо-сёдзё, где «обычная» школьница становится героиней, при этом она обязательно имеет какие-то слабости. Что касается Андзу, то она становится на роль «помощника»: девушка не обладает волшебной силой (по крайней мере, в начале истории), но при этом у нее отличная спортивная подготовка, а также она очень сообразительна и увлечена наукой. Андзу в какой-то степени выполняет ту роль, которую в махо-сёдзё обычно играет главный романтический интерес героини – оказывает поддержку главному герою.
Что касается романтики, то и к этой теме авторы нового «Tokyo Mew Mew» также подошли с не совсем обычной стороны. Если обычно в начале истории именно главная героиня влюблялась в «помощника»/главного мужского персонажа, и уже с первой главы она начинала им интересоваться, то в «Tokyo Mew Mew ōre» все наоборот. Видна в первую очередь заинтересованность Сибуей в Андзу: он краснеет и смущается, когда его романтический интерес проявляет к нему внимание. Иначе говоря, и здесь тоже два персонажа своим поведением меняют классический подход к сюжету.
Всего в «Tokyo Mew Mew ōre» обещают пять персонажей, которые будут сражаться в одной команде. Махо-сёдзё, которое превращается в махо-сёнэн с «кастом» из юношей – это, конечно, далеко не новая идея: мальчики-волшебники встречались и в махо сёдзё как одни из персонажей (те же «Характеры-хранители», «Маленькая богиня Карин» и др.). Также над этой темой знатно повеселились в комедийных «Я — мальчик-волшебница» («Magical girl Ore»), «Красавцы из клуба защитников Земли» («Binan Kōkō Chikyū Bōei-bu LOVE!») и т.д. Но никогда еще ни один из ведущих сёдзё журналов на полном серьезе не публиковал серийную мангу по мальчиков-волшебников, да при этом еще и без главной героини на обложке как журнала, так и первой главы – «лица» истории. В общем, случай совершенно уникальный. Возможно, будь такая манга опубликована в журналах типа «Hana to yume» и подобных, где давно популярны истории о компании мальчиков, было бы не так удивительно. Но здесь у нас «Nakayoshi» — классика сёдзё манги и настоящая «библия» махо-сёдзё, истории про мальчиков здесь обычно не печатают.
С чем же может быть связано такое необычное решение издательства «Коданся» (которое значится в авторах истории и выпускает сам журнал) создать спин-офф популярного когда-то милого и кавайного сериала, но с юношами в главных ролях? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь обратиться к интересам современного поколения читательниц «Nakayoshi» и отаку.
Важно то, что, начиная с 1990-х, сам журнал начал привлекать внимание последних во многом именно благодаря махо-сёдзё и его милым героиням. Примерно с 2010-го года «Nakayoshi» стал содержать все больше историй с «перчинкой» и оттенком легкой эротики: именно по этой причине костюмы юношей в новом «Tokyo Mew Mew» такие открытые.
Примерно в середине 2000-х все популярнее и популярнее становятся отомэ игры – симуляторы свиданий для девушек, где можно управлять судьбой главной героини, открыв историю понравившегося мужского персонажа (а иногда и женского). Обычно поклонницы выбирали одного любимчика, в итоге скупая разнообразные товары с его изображением, создавая фантворчество и т.д. Сегодня мы можем наблюдать среди девушек такую же популярность мужских персонажей из «гача» игр для смартфонов, где важно получить новую карточку с изображением своего любимца. Помимо гача игр, в среде современных поклонников аниме также невероятно популярны айдолы и сейю. Последние, как в случае с, например, франшизами «Поющий принц» («Uta no Prince-sama») и «IDOLISH7», устраивают масштабные концерты – «лайвы», исполняя песни своих персонажей из одноименных игр и аниме и буквально становясь на время этим персонажем в реальности.
На этом фоне также расцветает направление «сёнэн манги для женщин». Первый журнал, официально публикующий работы в этом направлении, начал выходить в 2011 году («Comic Gene»), многая манга из него получила экранизации.
Все вышеописанное способствовало увеличению женщин среди отаку, готовых поддержать любимого персонажа, покупая с ним всевозможные товары. Образ прекрасного юноши-«бисёнэна» окончательно вышел из рамок сёдзё и BL аниме и манги: сегодня это во многом персонаж, который становится ближе к своей поклоннице, существует «только для нее». Разумеется, «Nakayoshi», который уже долгое время дружелюбен к аудитории отаку, не мог обойти новые тренды в отаку культуре. При этом журнал придумал не просто историю с нуля, как в случае с «Majo kaitou LIP S», а переиграл уже существующую, сохранив при этом как классические элементы махо-сёдзё, так и добавив абсолютно новые. Он позволил читательницам посмотреть на привычную историю, но с бисёнэнами на первом плане. Как бы не развернулся дальше сюжет «Tokyo Mew Mew ōre», эта история запомнится, как минимум, тем, что представляет из себя довольно смелый эксперимент для сёдзё манги.