аниме,  мангаки,  статьи

«Та самая» Анно Моёко

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 31 декабря 2019 года.

О мангаке Анно Моёко обычно вспоминают как о жене небезызвестного режиссера «Евангелиона» – Хидэаки Анно, но часто не знают, чем она сама известна. Удивительно, но псевдоним этой талантливой художницы не имеет никакого отношения к фамилии её супруга и является простым совпадением. Манга Анно Моёко публиковались в самых разных журналах и в газете «Асахи Симбун», а также получала экранизации в виде аниме и фильмов, ставших популярными. В статье мы кратко рассмотрим особенности основных работ и творческого пути художницы.

Одна и работ Окадзаки Кёко «Boyfriend is better»

Творчество Анно Моёко пропитано влиянием иконы манги 80-х и начала 90-х – Окадзаки Кёко, кумира прогрессивной молодежи того времени. Особенно хорошо это влияние видно в первых работах Анно: персонажи нарисованы в похожей с Окадзаки манере – много простых и «быстрых» грубых линий, такие же узнаваемые лица персонажей. Сходство здесь не случайно: Анно была большой поклонницей маэстро и, еще учась в школе, отправила Окадзаки по почте свои рисунки вместе с просьбой принять ее в ассистенты. Окадзаки согласилась и именно у нее Анно работала и училась до своего официального дебюта в качестве мангаки. И сегодня в манге Моёко Анно можно уловить мрачные нотки работ ее «сэнсэя». Во многих ее произведениях также охвачены темы, на которые смело говорила Окадзаки: хрупкость человеческих отношений, секс, навязанные медиа образы красоты и «правильной жизни», а также высмеивание глупой погони людей за этими образами.

Сборник Анно «Девушка-электрошок по имени Мона»

Начинала Анно с коротких историй, которые были опубликованы в ее первом сборнике «Девушка-электрошок по имени Мона» («Chō Kanden Shōjo Mona»). Первая же сериальная работа мангаки выходит в сёдзё журнале «Shoujo Friend». Это двухтомная манга «TRUMPS», повествующая о «подпольной» группе подростков элитной школы «Мидзутама», которая за деньги готова решить любые проблемы учеников.

«Сахарая Руна» в виде аниме

Анно еще несколько раз вернется к сёдзё манге, но по-настоящему в этой сфере ее прославит работа «Сахарная Руна» («Sugar Sugar Rune»), нарисованная для мейнстримного сёдзё журнала «Nakayoshi». Это история о двух ведьмочках Шоколе и Ванилле, которые поселились на время в мире людей, чтобы соревноваться за звание королевы магического мира. Девушки должны «собирать» сердца людей, иными словами – вызывать в людях определенные чувства и эмоции. Каждое чувство по магическим меркам равноценно определенному количеству баллов, самым же «ценным» чувством является любовь. Кто из ведьм наберет больше баллов – та и станет следующей королевой. Ванилла и Шокола пытаются сохранить дружбу, несмотря на соперничество, а также помогать своим новым друзьям в мире людей разобраться с их эмоциями. «Сахарная Руна» – яркое доброе махо-сёдзё с отсылками к классике (например, к «Ведьме Салли») и невероятно харизматичной главной героиней Шоколой.

«Сахарная Руна»

«Сахарная Руна» стала настолько популярной, что в 2005 году получила премию издательства «Коданся» как лучшая детская манга, а также экранизацию в виде аниме. Интересно, что Моёко Анно сама написала слова к песням из опэнинга и эндингов, а в конце песни «Date ☆ Date» из второго эндинга сейю Шоколы и Ваниллы благодарят мангаку: «Анно Моёко-сэнсэй, желаем вам удачи в работе!»

Основные работы Анно Моёко предназначены для более взрослой аудитории и печатались в дзёсэй и сэйнэн журналах. По мотивам некоторых из них были сняты аниме и дорамы.
Первая дзёсэй манга, которая помогла Анно стать одной из ведущих авторов в этом направлении, это ее серия – «Happy mania» (1995-1998). Манга рассказывает историю молодой женщины Сигэты, работающей в книжном магазине. Сигэта озабочена поиском идеального мужчины, с которым бы хотела построить отношения, однако все попытки девушки начать что-то серьезное терпят крах. Происходит это из-за ее абсолютного неумения разбираться в людях и себе, а также постоянного стремление к несуществующему идеалу, которое порой доходит до абсурда. Во многом на «Happy mania» по юмору и незадачливой главной героине похожа популярная сейчас манга Акико Хигасимуры «Токийские мечтательницы» («Tokyo tarareba musume»).

Сиквел к «Happy mania» (2019 г.)

Сигэта и главная героиня следующей манги – Ноко из «В одежде под названием жир» («Shibō to Iu Nano Fuku o Kite») – это как раз героини, характерные и для работ Окадзаки Кёко. Их нельзя назвать положительными, а в некоторые моменты – скорее даже отталкивающими и вызывающими жалость. «В одежде под названием жир» – история девушки, которую за лишний вес на работе травят коллеги. В этой мрачной и тяжелой работе Анно показан путь жертвы абьюза до момента, когда жертва сама становится таким же абьюзером. Во многом данная манга перекликается с бестселлером Окадзаки «Helter Skelter» о модели, которая сделала огромное количество операций в погоне за славой и любовью, однако с возрастом ее искусственная красота начала увядать. Закончить работу над «Helter Skelter» Окадзаки помогала именно Моёко Анно.

«Работяга»

Две сэйнэн манги Анно, которые, как и «Happy mania», получили экранизации в виде дорам – это «Sakuran» и «Работяга» («Hatarakiman»). По мотивам последней манги также было снято аниме, которое показывали в программном блоке «Ноитамина». «Работяга» повествует о редакции выдуманного журнала «Weekly JIDAI», в которой работает главная героиня Хироко. Она по-настоящему предана своей работе: каждый раз прилагает все усилия, чтобы сделать интересный и хороший материал для журнала. Однако карьера занимает практически все ее время, которого просто не остается на личную жизнь. Возлюбленный Хироко тоже довольно занятой работой человек, поэтому пара практически не видится. «Работяга» – это прекрасная иллюстрация жизни женщины, увлеченной своей работой, и проблем, с которыми она сталкивается в современном обществе.

«Sakuran» можно отнести к своеобразному «циклу» Моёко Анно о куртизанках. Действие манги происходит в Японии периода Эдо, а главная героиня – девочка, которую продали в публичный дом. Она ставит перед собой цель стать ойран – привилегированной проституткой, которая также развлекает клиентов игрой на музыкальных инструментах, танцами и беседами. Однако судьба ойран навсегда быть заточенной в «веселом квартале», где нет места ни искренним чувствам, ни нормальной жизни.

Экранизация «Сакуран» в виде фильма

К этому же циклу относятся работы Анно «Пять девушек из Баффало» («Baffarō Gonin Musume») и «Мемуары влюбленных джентльменов» («Bikachō Shinshi Kaikoroku»). Первая манга – история проституток, которые сбегают из публичного дома в поисках свободы и любви. Здесь действие происходит на Диком Западе. «Мемуары» же описывают Францию начала двадцатого века и жизнь девушки Колетт, которая по своей воле становится проституткой. Манга – сборник заметок о повседневной жизни борделя и его работницах, а также о мужчинах, которые туда приходят. Периодически у ворот борделя появляется возлюбленный Колетт, с которым она жила вместе до того, как стала проституткой. Он требует у девушки денег, сам же также проводит время с разными женщинами. Основная интрига манги заключается в вопросе о том, что послужило причиной для двоих людей, некогда любивших друг друга, угодить в такую страшную ситуацию. Есть ли теперь из нее выход?

«Мемуары влюбленных джентльменов»

Анно постоянно экспериментирует и пробует себя в новых направлениях – будь это короткие истории или эссе. Большую известность получила её комедийная эссе-манга «Неудовлетворительная режиссура» («Kantoku Fuyuki Todoki»), по которой было снято короткое аниме. Эта работа является автобиографичной и описывает отаку будни Анно Моёко и ее эксцентричного супруга Хидэаки Анно. Роли мангаки и режиссера в аниме озвучивают известные сейю Хаясибара Мэгуми (Рэй в «Евангелионе») и Ямадэра Коити (Кадзи в «Евангелионе»).

Аниме по мотивам манге Анно «Неудовлетворительная режиссура»

Своеобразным особняком в творчестве Анно стоит серия коротких историй «Отиби-сан» («Ochibi-san», «Господин Крошка») – манга, которую она рисовала для национальной японской газеты «Асахи симбун». Эту работу можно отнести к жанру «иясикэй» – «лечебным» добрым историям для отдыха души. Главный герой истории – человечек Отиби-сан, который вместе со своими друзьями (двумя антропоморфными собаками) и дедушкой радуется приятным повседневным мелочам, наслаждается сменой сезонов и прогулками на природе. Манга выходила в полностью цветном варианте, каждая страница дублировалась версией с переводом на английском языке и сопровождалась разъяснением японских традиций, которые можно встретить в истории.

«Отиби-сан»

Добавить комментарий