журналы,  статьи

Сёнэн-манга для милых дам или мужские комиксы по-женски

Аннотация: Рассмотрена история появления направления манги «сёнэн манга для девушек»: её зарождение и развитие на страницах журналов манги. Приводится описание и краткая история журналов, которые можно отнести к направлению сёнэн манга для женщин.

Статья написана по мотивам выступления на конференции исследователей рисованных историй «ИЗОТЕКСТ» (Москва, 2017 г.) и опубликована в сборнике материалов конференции.

Принято считать, что сёдзё манга (манга для девочек) – это исключительно сентиментальные истории, рассказывающие о романтических переживаниях героини, либо о волшебных приключениях, где обязательно есть место романтике и отношениям. Для большинства читательниц сёдзё манги важной является возможность ассоциировать себя с главной героиней истории, поэтому в такой манге популярны актуальные для девочек темы взросления, учебы, первой любви и др. Мужские персонажи в сёдзё манге всегда изображены подчеркнуто привлекательно, а отношения обычно идеализированы. Для художников сёдзё манги и классических журналов для девочек («Margaret», «Ribon» и др.), в которых такая манга публикуется, соблюдение вышеописанных канонов отчасти являются гарантией привлечения необходимой читательской аудитории и завоевания ее интереса.

В последнее время происходит активное смешение сёнэн манги (манга для мальчиков) с сёдзё мангой. Результаты этого слияния наблюдаются как в журналах сёдзё манги, так и в журналах сёнэн манги. Так, в популярном журнале для мальчиков «Shonen Jump» и его ответвлениях периодически появляются авторы, которые рисуют сёнэн мангу по канонам, принятым в данном журнале («Дружба, усилия, победа»), но используют при этом элементы сёдзё манги. Среди таких элементов: андрогинность, симпатичные мужские персонажи и наделение их качествами, которые больше свойственны персонажам сёдзё историй, элементы раскадровки из сёдзё манги и т.д. Несмотря на то, что такие истории привлекают к журналу дополнительную аудиторию в виде девочек и женщин, они принадлежат сёнэн направлению и изначально рассчитаны на мужскую аудиторию.

Изучая обложки «Shonen Jump» с первого номера, который вышел в 1968 году, можно не только проследить, как с годами менялся стиль манги, публикуемой в нем, но и увидеть, как в этот стиль постепенно пришли черты сёдзё манги [10]. Практически до конца 1980-х большинству мужских персонажей в журнале свойственна маскулинность, либо комедийный гротескный дизайн. Такие работы, как «Капитан Цубаса» («Captain Tsubasa») Такахаси Ёити и «Святой Сейя» («Saint Seiya») Курумады Масами, популярные в 1980-е, стали одними из первых историй, которые привлекли к «Shonen Jump» внимание женской аудитории благодаря интересным взаимодействиям между персонажами и графике (в манге «Святой Сейя» некоторые персонажи изображены как «прекрасные юноши» — бисёнэны из сёдзё манги). Популярность двух серий оказала большое влияние не только на многих художников сёнэн манги, начавших добавлять в свои истории персонажей, которые были бы симпатичны девушкам-читательницам, но и на «любительскую некоммерческую мангу» – додзинси, которая часто создается по мотивам популярных манги, аниме и игр.

Обложка «Shonen Jump» с некоторыми персонажами из манги, опубликованной в нем

 Здесь важна и роль ярмарки любительских комиксов «Комикет» («Comiket»). Многие художники, которые позже стали рисовать так называемую сёнэн мангу для женщин (josei-muke no shōnen manga), начинали как создатели любительских комиксов додзинси по мотивам известной сёнэн манги и аниме [2]. Свои работы они продавали именно на «Комикете». Сёнэн манга, популярная у девушек и огромное количество молодых художников, рисующих додзинси – стали своеобразным трамплином для появления новой волны сёдзё журналов, в которых, в отличие от классических журналов для девочек, основными жанрами стали приключения, экшн и фэнтези, а главными персонажами – бисёнэны.

Хотя первый журнал манги, который официально охарактеризовал себя как «журнал сёнэн манги для женщин», появился только в 2011 году («Comic Gene»), на рынке уже существовали похожие издания, которые считаются либо сёдзё журналами («Wings», «Asuka» и др.), либо сёнэн журналами («GFantasy»).

Более того, истоки данного направления можно найти уже в 1970-начале 1980-х не только в сёнэн манге, но и в сёдзё. В это время сёдзё журналы еще не были ограничены одной тематикой публикуемых в них историй, как современные журналы. Так, в одном журнале публиковались и романтические истории, и фэнтези, и бойз лав (BL, истории о романтических отношениях между юношами). Поэтому уже в те годы в журналах для девочек изредка можно было встретить истории с мужскими персонажами в главной роли, с сюжетами, характерными для сёнэн манги, но при этом выполненные в стилистике сёдзё манги.

В манге для девушек юноша долгое время не выступал в качестве главного персонажа, так как читательница должна была иметь возможность ассоциировать себя с главной героиней. Манга «Fire!» Мидзуно Хидэко (публиковалась в 1969-1971) – это первая сёдзё манга, где главным персонажем выступает юноша, а не девушка. В манге рассказана история его музыкальной карьеры и взаимоотношений с окружающими. Также эта манга является первой мангой для девочек, в которой появилась сцена секса, и «пограничной» с направлением дзёсэй (манга для женщин), так как она первая привлекла к себе внимание старшей аудитории.

Среди работ «Союза 24 года»– художниц, которые в 1970-х внесли кардинальные изменения в сёдзё мангу, также есть примеры смешения сёдзё и сёнэна. Это, к примеру, известные работы в жанрах научной фантастики и психологии: «Их было одиннадцать!» («Jūichinin Iru!») Хагио Мото и «Достичь Тэрры» («Tera e…») Такэмии Кэйко. «Достичь Тэрры» выходила в журнале сёнэн манги, но при этом она полностью выполнена в стилистике сёдзё со свойственными этому направлению манги графическими и повествовательными чертами.

«Jūichinin Iru!» Хагио Мото (слева) и «Tera e…» Такэмии Кэйко

В конце 1980-х появляются такие журналы сёдзё манги как «Asuka» и «Wings», ориентированные на женскую аудиторию, но при этом публикующие в основном мангу, которую впоследствии и можно причислить к сёнэн манге для женщин.

 «Asuka» – это журнал издательства «Kadokawa Shoten», в котором часто публикуются истории в жанрах приключений и фантастики, где романтическая линия отсутствует, либо не является основной в сюжете. В большинстве историй главным персонажем является мужской персонаж и в некоторых историях можно встретить элементы жанра бойз лав. В данном журнале были опубликованы такие известные авторы как CLAMP («Зелёная аптека» («Gohou Drug»), «Икс» («X»), «Желание» («Wish») и др.), Сугисаки Юкиру («Д.Н.Ангел» («D.N.Angel»)), манга-адаптация романа Ёсида Сунао «Кровь триединства» («Trinity Blood») (художник – Кудзё Киё) и др. Также именно на страницах «Asuka» выходили многие манга-адаптации популярных аниме-сериалов их спин-оффы: «Код Гиасс» («Code Geass»), «Ковбой Бибоп» («Cowboy Bebop: Shooting Star»), «Евангелион нового поколения» («Neon Genesis Evangelion: Angelic Days») и др. Любопытно, что одноименные аниме-сериалы, по которым были создан спин-оффы в виде манги, изначально относятся к направлению сёнэн, «Asuka» же позиционирует себя на рынке как журнал сёдзё манги [4].

Обложки «Asuka» с мангой «Uragiri wa boku no namae o shitteiru» (слева) и
«Kyo Kara Maoh!» (справа)

Журнал «Wings» (издательство «Shinshokan») был основан в 1982 году и изначально публиковал авторов, состоящих в популярной группе художников-любителей и создателей додзинси – «Sakuga group». Однако после того, как в нем началась публикация авторов из журнала для любителей додзинси «Fanroad», «Wings» постепенно переформировался в журнал сёдзё манги [11]. Сейчас данный журнал публикует истории в жанрах фэнтези и экшна, иногда – в жанре повседневности. Среди известных авторов журнала: CLAMP («Токио Вавилон» («Tokyo Babylon»), «RG Veda»), Кога Юн («Землянин» («Earthian»)), Ёсинага Фуми («Кондитерская Антик» («Antique Bakery»)) и др.

Обложки «WINGS» с иллюстрациями Минэкуры Кадзуя (слева) и
CLAMP (справа)

В 1990-х сёнэн мангу для женщин в большинстве своем все еще можно увидеть и в именитых сёдзё журналах. Так, например, ранее в журнале «Hana to yume» публиковались такие работы Каори Юки, как «Обитель ангелов» («Tenshi Kinryōku»), «Соседские мальчишки» («Boy’s Next Door») и др., а также «Потомки тьмы» («Yami no matsuei») Мацуситы Ёко. Все это истории с главными персонажами юношами, во многом мрачные, с долей насилия, не свойственные другим историям в журнале. В 2000-х происходит окончательное отделение данного направления от сёдзё в привычном его понимании. Так, сейчас в «Hana to Yume» публикуются в большинстве своем светлые романтические истории и приключения, в которых почти не встречается главного персонажа-юноши, как и мрачных тем.

Обложки «Hana to Yume» с мангой «Tenshi Kinryōku» (слева) и
«Yami no matsuei» (справа)

В 2002 году появляется сёдзё журнал «Zero Sum», все истории в котором можно охарактеризовать не иначе, как сёнэн манга для женщин. Изначально, с 1993 года компания «Square Enix» выпускала сёнэн журнал «GFantasy», который позиционирует себя как журнал сёнэн манги в жанрах мистики, фэнтези и ужасов [6]. Однако при изучении серий, которые выходят в этом журнале, едва ли их темы и подачу (как визуальную, так и сюжетную) можно отличить от историй в рассмотренных сёдзё журналах «Asuka» и «Wings»: так, в «GFantasy» выходили/продолжают выходить такие известные работы, как «Владыка скрытого мира» («Nabari no Ou») Каматани Юки, «Темный дворецкий» («Kuroshitsuji») Тобосо Яны, «Гештальт» («Gestalt») Коги Юн и др.

С появлением журнала «Zero Sum» (издательство «Ichijinsha», позже – «Kodanshа»), который уже позиционируется как сёдзё журнал, ориентированный на женскую аудиторию, часть художников из «Gfantasy» переходит в него. Особенно это касается авторов, которые считались наиболее сильными: Минэкура Кадзуя и Кога Юн: продолжение серии «Саюки» («Sayuki») Минэкуры начинает выходить уже в сёдзё журнале, а Кога Юн публикует в нём свой хит «Нелюбимый» («Loveless»). Существовало также и ответвление журнала – «Zero Sum Zōkan Ward», по темам историй и жанрам схожий со своим собратом «Zero Sum» [5].

Обложки «GFantasy» с мангой «Cuticle tantei Inaba» и
«Kuroshitsuji» (слева) и «Zero Sum» с мангой «Loveless» (справа)

Рассматривая два вышеописанных журнала «GFantasy» (журнал манги для мальчиков) и «Zero Sum» (журнал манги для девочек), можно сказать, что два эти журнала очень схожи по типу публикуемых в них историй и, несмотря на то, что «GFantasy» считается сёнэн журналом, большинство манги, которая публикуется в нем несомненно также является сёнэн мангой для женщин.

В 2004 году, в «Shonen Jump» начинается публикация сразу двух историй, авторами которых выступают женщины: «Ди Грэй-мен» («D.Gray-man») Хосино Кацуры и «Репетитор-киллер Реборн!» («Katekyo Hitman Reborn!») Амано Акиры. Данные работы насыщены приключениями, экшн-сценами и сражениями, в них практически отсутствуют романтическая линия (либо же не является в сюжете основной), но при этом почти все главные персонажи являются бисёнэнами и наделены различными чертами характера, которые часто побуждают читательниц «влюбиться» в мужского персонажа из сёдзё манги. Две вышеописанные истории стали бестселлерами и получили экранизации в виде аниме-сериалов, породив огромную фанбазу, состоящую преимущественно из девушек. Важно, что период, в который выходит эта манга и ее экранизации, связан с расширением фанбазы за пределами Японии: появляется все больше любительских переводов манги и аниме, перевод в целом происходит быстрее, в отдельных странах окончательно получает широкое распространение быстрый доступ к сети Интернет. Как следствие – невероятная популярность такой манги, которая печатается в журнале для мальчиков, но привлекает большое внимание женской аудитории, оказывает влияние на рынок современной манги.
Под этим влиянием, в конце 2000-х на рынке появляется целая линейка конкурирующих изданий от разных издательств: «Avarus» (2007), «ARIA» (2010 год) и «Comic Gene» (2011). Своим появлением они обозначили окончательное закрепление на рынке современной манги направления сёнэн манга для женщин, которое стало развиваться уже в соответствующих, отдельных журналах, а не в сёдзё журналах, как это было до 2000-х.

«D.Gray-man» (слева) и «Katekyo Hitman Reborn!» (справа)

Подход редакции к отбору историй в журнале «ARIA» (издательство «Kodansha») в многом напоминает ситуацию с журналом «Asuka»: здесь также, помимо оригинальных историй, публикуются манга-адаптации аниме-сериалов и новелл [3]. Издание знаменито и публикацией спин-оффа сёнэн манги «Атака Титанов» («Shingeki no Kyojin») Исаямы Хадзимэ, в виду популярности которого тираж журнала был на время увеличен. Над спин-оффом «Атака титанов. Выбор без сожалений» («Shingeki no Kyojin Kui Naki Sentaku») работали другие авторы, и манга позиционирует себя на рынке как сёдзё манга, несмотря на то, что оригинал является сёнэн мангой. На этом примере хорошо видно различие между сёнэн мангой для женщин и классической сёнэн мангой: спин-офф, который является приквелом к основной истории, повествует о прошлом капрала Леви – самого популярного персонажа среди читательниц оригинальной манги. Кроме того, для создания спин-оффа была выбрана мангака Суруга Хикару, изобразившая персонажей в более мягкой и привлекательной стилистике, которая больше подходит сёдзё журналу.

Обложки «ARIA» с мангой «No.6» и « Shingeki no Kyojin Kui Naki Sentaku» (справа)

Ситуация с публикациями в журнале «Avarus» (издательство «Mag Garden») схожа с описанными в статье журналами «GFantasy» и «Zero Sum»: изначально выходил сёнэн журнал «Comic Blade Masamune», который был закрыт в 2007 году, а вместо него началось издание сёдзё журнала «Avarus», в который перешла часть художников из закрывшегося «Comic Blade Masamune». Популярные работы в журнале: «Смех под облаками» («Donten ni Warau») Кэмури Каракары, серия «Илегенес» («Ilegenes») Мидзуно Кувабары и Исидзуэ Катиру, «Вассалорд» («Vassalord») Куроно Нанаэ и др. На данный момент бумажная публикация журнала «Avarus» прекращена, он стал веб-журналом. Направление историй в нем имеет много общего с направлением еще одного издания «Mag Garden» — сёнэн журнала «Comic Garden». Разница между всеми тремя примерами изданий от одного издательства: «Comic Blade Masamune» , «Avarus» и «Comic Garden» практически неощутима. Если сравнить истории в журналах, то нельзя сказать, что именно «Avarus» выделяется на фоне двух других изданий как журнал манги для девушек. Практически вся манга, которая публиковалась и публикуется в вышеупомянутых журналах, является так называемой сёнэн мангой для женщин.

Обложки «AVARUS» с мангой «Shuuten Unknown» и «Donten ni warau» (справа)

Последний из рассматриваемых журналов – это «Comic Gene» (издательство «Media Factory»), выпуск которого начался в середине 2011 года. Он изначально обозначил себя как журнал сёнэн манги для женщин, став первым подобным на рынке [8]. В остальном «Comic Gene» представляет собой издание, идентичное рассмотренным в статье журналам. Основные жанры историй, публикуемых в нем, это – экшн, мистика, приключения. Кроме того, в нем публикуются манга-адаптации и манга-спин-оффы некоторых видеоигр и аниме-сериалов. По оригинальной манге, которая выходит/выходила в журнале, также были сняты аниме-адаптации: «Исследователи чудес из Ватикана» («Vatican Kiseki Chousakan») Фудзики Рин и Хино Андзю, «Сервамп» («Servamp») Танаки Страйк и др.

Обложки «Comic Gene» с мангой «Servamp»
и иллюстрацией к анимэ-адаптации «BRAVE10» (справа)

В целом, направление манги сёнэн манга для женщин можно охарактеризовать как сёнэн, в котором особое внимание уделяется именно тем элементам, которые читательницы находят привлекательными в манге из журнала «Shonen Jump» и похожих изданий («Shonen Sunday» и др.), расчитанных на мужскую аудиторию.

Как правило, это истории в жанрах экшн, фэнтези и приключений, с главным персонажем юношей. Кроме того, в такой манге редко прописана романтическая линия, а внимание больше уделяется отношениям персонажа со своими друзьями и врагами, как и в сёнэн манге. Все персонажи нарисованы подчеркнуто симпатично, а в отдельных историях присутствует так называемый «фансервис»: — различные моменты, включенные исключительно в угоду фанатам и не имеющие никакого сюжетного смысла [1]. В сёнэн манге для женщин фансервисом обычно являются ситуации и сцены между мужскими персонажами, имеющие двусмысленный характер и граничащие с жанром манги бойз лав («Boys love»).

Как уже и было упомянуто, в «Asuka», «Wings» и некоторых других журналах встречаются элементы бойз лав манги в виде, как правило, побочной романтической линии между мужскими персонажами или намёков на возможность такой линии. Некоторым историям направления сёнэн манги для женщин свойственно подробное, но в отличие от манги жанра бойз лав, такие элементы не являются в истории главными, являются поверхностными и часто больше рассматриваются именно как фансервис – попытку угодить читательницам. В связи с тем, что сёнэн манга для женщин умело использует те черты сёдзё, сёнэн и бойз лав, которые наиболее привлекательны для женской аудитории, принято считать, что подобная манга рассчитана на более нишевую аудиторию – манга отаку («манга фанатиков»). Некоторые японские фанаты утверждают, что сёнэн манга для женщин привлекает в первую очередь именно отаку, которые устали от мейнстрим-манги и привычны к фансервису [7].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что сёдзё и дзёсэй манга сегодня – это достаточно обширное поле, которое включает в себя огромное количество разнообразных жанров. Раньше многие из этих жанров (например, фанатастику и экшн) можно было встретить только в  сёнэн манге но в настоящее время они смело обыгрываются в стилистике сёдзё манги, и истории в этих жанрах можно найти в журналах, описанных в статьей. Таким образом, распространенное утверждение, что сёдзё манга – это обязательно истории о любви и романтических переживаниях девочек-школьниц – сейчас является в корне неверным. Подобные истории можно встретить уже только в классических сёдзё журналах, посвященным именно манге в жанре романтики («Margaret», «Bessatsu friend» и др.). В то же время и сёнэн манга стирает грань между сёдзё и сёнэн: на страницах сёнэн журналов все чаще можно встретить элементы из женской манги. Сложно представить подобное в 1960-1970-х годах. Происходит активное смешение двух направлений – мужской и женской манги. На выходе такое смешение представляет интересный результат, имеющий большое влияние на современный рынок манги и несомненное значение для истории женского комикса, который становится все более смелым и свободным в своих проявлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Что такое фансервис – значение слов «фансервис» // Словарь молодежного слэнга [сайт]. URL: http://teenslang.su/content/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81 (дата обращения: 2.07.2017)
  2. A history of the fujoshi love affair with Jump // Otaku champloo [сайт]. URL: http://www.punkednoodle.com/champloo/2008/01/12/a-history-of-the-fujoshi-love-affair-with-jump/ (дата обращения: 2.07.2017)
  3. ARIA // Top page | Aria | Kōdansha comic plus [сайт]. URL http://aria-comic.jp/ (дата обращения: 2.07.2017)
  4. Gekkan Asuka // Gekkan Asuka kōshiki saito [сайт]. URL http://asuka-web.jp/ (дата обращения: 2.07.2017)
  5. Gekkan comic ZERO-SUM // Gekkan comic ZERO-SUM [сайт]. URL http://www.ichijinsha.co.jp/zerosum/ (дата обращения: 2.07.2017)
  6. GFantasy website // GFantasy [сайт]. URL http://www.square-enix.co.jp/magazine/gfantasy/ (дата обращения: 2.07.2017)
  7. Josei-muke no shōnen manga ni tsuite shitsumon desu. Josei-muke… // Yahoo Japan! [сайт]. URL: https://detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detail/q10145712805 (дата обращения: 2.07.2017)
  8. Joshi ga yomu shōnen-shi gekkan komikkujīn // Comic natalie [сайт]. URL: http://natalie.mu/comic/news/41541(дата обращения: 2.07.2017)
  9. MAG garden comic online magcomi // Magcomi [сайт]. URL:  http://comic.mag-garden.co.jp/avarus/ (дата обращения: 2.07.2017)
  10. Weekly Shonen Jump (Volume) // Comic Vine [сайт]. URL: https://comicvine.gamespot.com/weekly-shonen-jump/4050-43519/?page=1 (дата обращения: 2.07.2017)
  11. Wings comic & novel // Wings [сайт]. URL: http://www.shinshokan.com/wings/ (дата обращения: 2.07.2017)

Добавить комментарий