мангаки,  события

Выставка Итидзё Юкари в Токио 17.11.2018, ивент и мое знакомство с мангакой

Всё началось за пару недель до поездки в Японию, когда мы переписывались с Фудзимото Юкари (известная исследовательница сёдзё манги) о предстоящих планах. Фудзимото практически сразу предложила мне сходить вместе на выставку Итидзё Юкари, на которую я уже давно собиралась, так что наши желания совпали. Кроме выставки она любезно предложила мне посетить еще и «talk event» — встречу с самой мангакой – Итидзё-сэнсэй. Я очень обрадовалась и согласилась. Увидеть легенду своими собственными глазами! Когда еще мне выпадет такой шанс?

Афиша выставки с персонажами «Yukan club»

Встреча проходила вечером, а с утра я успела съездить в Маэбаси и посетить другое мероприятие – выступление еще одной моей любимой мангаки – талантливой Сэйкэ Юкико, визуализирующей японскую поэзию самыми смелыми способами. О своей поездке в Литературный музей Маэбаси я напишу отдельно.

Выставка Итидзё Юкари была посвящена юбилею художницы – 50 лет с момента дебюта в издательстве «Сюэйся», а проходила выставка в музее Yayoi. В данном музее проходят выставки манги и иллюстраций периодов Мэйдзи, Тайсё и Сёва. Особое внимание уделяется сёдзё культуре: так, в музее представлены работы Такабатакэ Касё и Такэхисы Юмэдзи – авторов «лиричных картинок», иллюстраций для девичьих журналов – прототипов журналов сёдзё манги. Временные выставки в музее часто посвящены известной сёдзё манге. Так, в декабре 2017 года, мне удалось попасть на замечательную выставку Ямато Ваки, посвященную ее хиту – «Haikara-san ga tooru». Если будете в Токио, я очень рекомендую посетить музей. К тому же, у него удобное расположение – совсем недалеко от Акихабары и другого важного места – Мемориальной библиотеки Ёнэдзавы Ёсихиро. Можно устроить пешую экскурсию по всем этим местам.


Вход в музей Yayoi

Итак, что же известно отечественному читателю о мангаке Итидзё Юкари? К сожалению, практически ничего. Есть некоторое количество любительских переводов манги Итидзё разных периодов, но её имя, в отличие от современниц – Такэмии, Хагио, Икэды – слышишь не так часто. Связано это в основном с тем, что ретро сёдзё в России только начинает по-настоящему набирать популярность, как и дзёсэй манга. Работы Итидзё до девяностых в основном относятся именно к сёдзё манге, а после – все больше к дзёсэй. В то же время Итидзё, в отличие от многих своих современниц, продолжала работать над мангой практически без перерывов с начала 1970-х. Последняя её работа – манга «Pride» закончилась в 2010 году, она впечатляет и сюжетной линией, и рисунком. Но, конечно, самой известной работой Итидзё навсегда останется «Yukan club», экранизированной в виде аниме-OVA и телесериалов. Сама же манга все еще считается незаконченной: Итидзё призналась, что, возможно, скоро будет очередное продолжение. Именно «Yukan club» и была посвящена встреча, которую я посетила 17 ноября 2018 года.

Кадр из OVA «Yukan club»

Итидзё Юкари показала себя настоящим мастером, она рисует в совершенно разных жанрах: приключения и экшн, драма, романтика, комедия. Рисунок всегда очень детальный, а женские персонажи, как правило, невероятно красивы и харизматичны. И, как мне кажется, многие внешне очень напоминают саму художницу.

17 ноября, около 17 часов, я прибыла в музей, где меня уже встречала Фудзимото. Она подарила мне билеты на выставку и ивент, мы пошли любоваться экспозицией. Сама выставка занимала два этажа: на первом были представлены ранние работы: «Koikina Yatsura» (манга, повлиявшая на Икэуми Рё!), «Designer»«Tokimeki no silver star»«Suna no shiro» и др. На втором этаже – «Yukan club» и «современная часть»: работы с 1990-х и до 2010 года. Были выставлены оригиналы цветных иллюстраций, которые просто завораживали! Были представлены и оригинальные страницы манги. Особенно впечатляют кульминационные сцены из «Designer» и «Suna no shiro»: накал эмоций и акцент на драматичности отлично переданы через раскадровку – даже сердце начинает биться сильнее при чтении этих страниц. Выставлен в витринах и журнал с дебютной работой мангаки, ее старые зарисовки и истории. Очень интересно прослеживать историю сёдзё манги по работам Итидзё: сначала местами смешные и детские дизайны, затем драматичные и преисполненные глубины, а к 2010 году стиль стал отточенным, мощным и ярким.

Иллюстрация к одному из первых хитов Итидзё — манге «Designer»

Фудзимото сопровождала некоторые иллюстрации историческими комментариями и интересными замечаниями. С самого начала она сразу спросила меня, улыбаясь, отношусь ли я к, так называемым, «Ribon-ko» – поклонницам журнала «Ribon», которые выросли на работах художниц этого журнала. Поклонники того или иного сёдзё журнала называют себя согласно названию журнала – так, фанаты главных соперников «Ribon» — журналов «Nakayoshi» и «Ciao» называют себя «Nakayoshi-ko»«Chame-ko» и «Chao-ko»соответственно. Сама Фудзимото как раз росла вместе с мангой журнала «Ribon»: когда работы Итидзё Юкари начали выходить в журнале, Фудзимото была подростком 12-14 лет. Я отношу себя к «Ribon-ko», но ситуация у меня, конечно, совсем другая: подростком я не могла достать журнал «Ribon» даже в электронном виде, а интернет «по карточкам» с низкой скоростью в моем родном городе был до 2008-2009 года. Однако именно иллюстрации и работы художниц «Ribon» поколения девяностых стали той отправной точкой, с которой и пробудился мой интерес к манге. Именно любительские переводы на английский работ Танэмуры Арины, Ёсидзуми Ватару, иллюстрации Обаны Михо и Фудзи Михоны зародили во мне любовь к японскому комиксу. В то время русскоязычные сайты-аналоги не предоставляли переводы сёдзё манги в таком количестве, а набор переводов великого сайта «Manga project» больше вызывал у меня скуку.

Кроме иллюстраций, на выставке также были представлены инструменты, которыми рисует мангака: старые перья, карандаши, ручки, наборы красок… Разглядывать рабочие материалы Итидзё можно было бесконечно. Также мы с Фудзимото обсуждали цвет в работах художницы: я нахожу сочетание ее цветов очень теплым и вызывающим приятное чувство ностальгии. Когда я сказала, что поражаюсь, насколько детализировано Итидзё-сэнсэй на некоторых иллюстрациях прорисовывает волосы, Фудзимото показала мне следующую работу Итидзё со словами, что волосы здесь особенно поражают:

Вскоре объявили о начале ивента и попросили собраться всех, у кого есть билеты, в выставочном зале первого этажа. Сам музей уже закрывался и далее был открыт только для проведения мероприятия. Далее посетители вставали группами друг за другом. Те, у кого номер билета был от 1 до 10 – вставали в первый ряд и первыми шли на второй этаж, чтобы занять желаемое место. У нас с Фудзимото были билеты 43 и 42, мы шли с четвертым потоком. Ивент проходил в зале на втором этаже, где разместилась экспозиция по «Yukan club». Событие очень камерное: предполагалось, что Итидзё вместе с девушкой-ведущей встречи будут сидеть в центре зала у стены, а зрители сядут на стулья вокруг них полукругом. Зал вмещал только около 70 человек, поэтому так получалось, что мангаку было хорошо видно любому зрителю. Мы с Фудзимото сели и вовсе всего в двух шагах от места, которое должна была занять Итидзё. Говорят, что желающих попасть на встречу было 800 человек, но попало только около 70. В который раз я поблагодарила Фудзимото за такой замечательный подарок.

Рабочие инструменты Итидзё Юкари

Ведущая – молодая девушка, работница музея, вышла перед публикой и объявила, что совсем скоро Итидзё-сэнсэй появится в зале. Сюрпризом стало то, что, как оказалось, перед ивентом Итидзё-сэнсэй смешалась с толпой и тоже смотрела свою выставку! Позже мне стало понятно, почему никто не узнал ее сразу. Позже мангака предстала перед аудиторией с новой короткой стрижкой, а все привыкли к ее длинным волосам. Ведущая спросила аудиторию, как она думает, в каком стиле сегодня будет одета сэнсэй. Итидзё славится не только модными иллюстрациями, но и собственным стилем в одежде и образе. Она по праву считается одной из самых харизматичных и модных мангак.

Итидзё Юкари на ивенте

Появление Итидзё аудитория встретила бурными аплодисментами, и сразу все как-то преобразилось и изменилось: у мангаки оказалась очень необычная энергетика, я словно ощутила ее на себе. Итидзё кажется очень сильной женщиной, а история ее творческого пути это подтверждает. И она действительно очень стильная, яркая, а вкупе с ее образом и речью производит впечатление настоящей роковой женщины! Итидзё сразу пошутила, что собиралась прийти на встречу в леопардовом платье, совсем как на одной из ее иллюстраций. Если точнее – оригинал этой иллюстрации как раз находился на стене, у которой сидела Итидзё. Рядом со столиком стоял стул для мангаки, но Итидзё предпочла экстравагантно сесть прямо на стол ^_^

Сэнсэй удивилась, что в первом ряду, прямо рядом с ней, сидела группа молодых мужчин. «Ничего себе! Даже как-то неудобно, что столько мужчин в первом ряду!» — пошутила она. Как пояснила ведущая, благодаря манге «Yukan club» у Итидзё появилось большое количество фанатов среди мужской аудитории. Кстати, в зале были еще мужчины, причем разного возраста. А позади нас с Фудзимото сидел пожилой импозантный мужчина — спутник Итидзё, которого она, шутя, называла «спонсором». А в целом аудитория собралась совершенно разная: молодые девушки, взрослые женщины возраста самой Итидзё (70 лет). Как выяснилось, некоторые пришли парами – мама и дочь: матери, которые выросли на манге Итидзё и после «подсадили» на нее своих дочерей (моего возраста).

Обложка манги Итидзё Юкари
«Koikina Yatsura»

Ведущая начала беседу с мангакой: основной темой была манга «Yukan club», но еще зачитывали и вопросы от поклонников. Итидзё рассказала, что она выросла в многодетной семье (шесть детей), жили они крайне бедно. Поэтому, став мангакой, Итидзё решила, что постарается больше никогда не испытывать финансовых трудностей. Сейчас она – легенда сёдзё манги, у нее собственный дом, на крыше которого художница выращивает цветы и обустроила огород. Что интересно: Итидзё, хотя сейчас и отдыхает от работы над мангой, она не отрицает, что может снова вернуться к ней. Кстати, дом Итидзё находится в Китидзёдзи, где проживает много мангак. Художнице задали вопрос, часто ли она встречает на улицах своего района знакомых художников, на что Итидзё посмеялась и рассказала, что часто слышит пьяные крики одного известного мангаки, который, видимо, проживает с ней по соседству.

«Yukan club» Итидзё начала рисовать, потому что ее редактору, похоже, фанату экшна «Koikina yatsura» пришла мысль, что художнице необходимо сделать школьную экшн-комедию. Итидзё такому предложению поразилась, но в итоге идея прижилась и воплотилась в огромном количестве томов. Причем новые истории про персонажей «Клуба» можно придумывать бесконечно. Ведущая поинтересовалась, кто из парней в «Yukan club» больше всего нравится Итидзё. Мангака сказала, что с возрастом предпочтения читательниц меняются. Большинство девушек любит Сейсиро, и она прекрасно понимает причину. Однако, по мнению Итидзё, такой мужчина все-таки не самый интересный вариант. Мангака больше всего любит Бидо, во время встречи она много говорила о нем и забавных сценках из манги, в которых Бидо задействован. Девушки в манге у Итидзё все любимые, хотя чуть больше остальных она любит «японскую красавицу» Норико.

Настало время вопросов аудитории. И тут Итидзё подошла к событию нестандартно: она предложила всем зрителям одновременно сыграть с ней в «камень-ножницы-бумагу». Победители смогут задать вопрос мангаке. Было забавно наблюдать за поединком, в котором Итидзё обыграли примерно 10 человек. Вопросы были в основном про «Yukan club»: с кем из главных персонажей больше всего ассоциирует себя художница? (Ответ: в каждом из персонажей есть частичка Итидзё). Какие любимые сцены из манги? Что было наиболее сложно рисовать? Одна девушка сказала, что многие сцены в манге Итидзё весьма эротичны. Как художница понимает, что надо остановиться и не «рисовать лишнего»? Итидзё рассмеялась и призналась, что сдерживаться сложно, но все-таки перед ней обычно сёдзё манга, а значит надо «держать себя в руках». На выставке, кстати, было представлено некоторое количество иллюстраций с полуобнаженными женщинами – невероятно красивыми. А среди оригиналов страниц манги «Suna no shiro» была представлена сцена секса, нарисованная очень изящно.

Не обошли стороной и любовь художницы к стильной одежде и моде. Итидзё рассказала, что, на самом деле, она очень любит женственные платья с рюшечками и ленточками, кружевами, «девичий» стиль. Этот тип одежды называется одним словом, но, к сожалению, я его не запомнила. Уже после встречи, когда мы проводили Итидзё вместе с Фудзимото и ведущей, последние обсудили свое удивление по поводу этого необычного признания Итидзё. Мало кто ожидал, что такая сильная личность как Итидзё, обычно появляющаяся на публике во «взрослых» стильных платьях и костюмах, на самом деле любит всё кавайное. Мы все сошлись на том, что это невероятно круто!

Главная героиня манги «Designer»

Как я уже и упомянула, на встрече были мамы с дочерями. Когда одна такая пара в этом призналась, то Итидзё восхитилась: одна мама выглядела очень молодо, а лет ей было порядочно. Итидзё было очень приятно, что пришли поклонники разного возраста и пола. Один взрослый мужчина, на вид лет 60, рассказал, как он полюбил некое блюдо, которое часто едят в манге Итидзё (как я поняла, это блюдо из «Yukan club», но я могу ошибаться). Мангака очень удивилась. «Не слишком увлекайтесь блюдами из моей манги», — посмеялась она. Мужчина попросил ее посоветовать какие-нибудь свои любимые блюда, и Итидзё посоветовала, как ни странно, итальянскую кухню. Еще из аудитории мне запомнилась пожилая дама, которая рассказала, насколько сильно ее околдовали цветные иллюстрации Итидзё, когда они впервые появились в журналах. Также одна из девушек в зале сказала, что Итидзё пишет замечательные эссе, которые она очень полюбила читать. Я тоже заинтересовалась и выяснила, что Итидзё написала несколько сборников эссе, хотелось бы однажды ознакомиться и с ними.

Тон встречи был очень бодрый: Итидзё много шутила, смеялась и буквально светилась. Можно сказать, что во многом она производит такое же впечатление, как и ее работы – смелые и дерзкие, яркие и красивые. Провожали художницу аплодисментами и улыбками.

После окончания встречи зрители начали расходиться, а Фудзимото попросила у ведущей разрешения для нас двоих еще немного посмотреть выставку, а именно – зал на втором этаже. Мы посмотрели иллюстрации и фрагменты из «Yukan club» и дзёсэй работ Итидзё. Дальше меня ждал невероятный сюрприз: Фудзимото вдруг повела меня не в сторону выхода, а в ту сторону, куда после встречи ушла Итидзё. Открыв дверь, мы увидели лестницу наверх и поднялись по ней.

Иллюстрация к манге Итидзё Юкари «Suna no shiro»

«А это ничего, что мы туда идем?» — побеспокоилась я, на что Фудзимото только улыбнулась. Сама она хорошо знакома с большинством сёдзё мангак, в том числе и с Итидзё Юкари. Думаю, это было совершенно обычно для нее поприветствовать мангаку лично. Мы поднялись в комнатку, где после встречи к отъезду готовилась сама Итидзё. Пока я пыталась собраться с мыслями и сообразить, что это все не сон, Фудзимото уже представляла меня Итидзё. Я сильно смутилась всему происходящему, так как совершенно не ожидала, что смогу пообщаться с мангакой лично. Но волнение ушло само, когда Итидзё вдруг подошла ко мне вплотную и начала восхищаться моим пальто. Оно буквально сразу приковало внимание художницы! Фудзимото, которая еще в 2016 году обратила внимание на мою одежду и сумку с Минако из «Сэйлор Мун», которую она даже сфотографировала, шутливо провела «рекламу», рассказав Итидзё, что всю одежду и сумки мне шьет мама. Итидзё пришла в еще больший восторг, начала расспрашивать о вышивке на моем воротнике и покрое. Это было что-то невероятное – получить такую похвалу от Итидзё Юкари, автора модных иллюстраций. Никогда бы не подумала, что такое со мной произойдет.

Мы поговорили про индустрию комиксов и манги в России, я рассказала о наших художниках и библиотеке, в которой работаю. Итидзё похвалила мой японский, на что я снова смутилась: «Ещё многому надо учиться. Я понимаю почти все, но сама говорю не очень хорошо», Фудзимото похвалила меня и подтвердила, что мой японский стал намного лучше после первой встречи в 2016 году (тогда я просто стеснялась говорить по-японски, боялась, что меня не поймут). Конечно, для Итидзё Юкари было удивительно, что у нее есть поклонники в России. Она с любопытством расспрашивала меня о Санкт-Петербурге и вздохнула, что тоже однажды хотела бы там побывать. Обсудили ретро сёдзё в Японии и России, и я объяснила, что рынок манги у нас еще очень молодой. Я была очень рада, что мы смогли поговорить о творчестве и манге, о России. К встрече я была не готова, но, по счастливой случайности, после ивента мы с Фудзимото собирались ужинать с исследователями из Мемориальной библиотеки Ёнэдзавы Ёсихиро, и поэтому я взяла с собой много русских сладостей в подарок. Так что я решила подарить Итидзё-сэнсэй тульский пряник и пакетик конфет «Рачки», художница очень удивилась и обрадовалась необычным подаркам.

Пришло время нам расставаться. Вместе с Итидзё мы вышли из музея, нас окружила небольшая группа поклонников с цветами и подарками, которые уже давно караулили у выхода. Там же был спутник Итидзё и двое мужчин, как я поняла, из издательства «Сюэйся». Попрощавшись, мы еще раз улыбнулись друг другу, и Итидзё-сэнсэй проследовала вместе со своим спутником в лимузин, который уже ожидал ее у тропинки в музей.

Мы с Фудзимото и девушкой-ведущей помахали вслед лимузину и еще некоторое время стояли втроем, когда все поклонники уже разошлись, в токийских сумерках, обсуждая прошедший ивент. Ведущая поделилась с нами тем, что она очень волновалась перед встречей: раньше Итидзё казалась ей серьезной и неприступной. Но в итоге встреча прошла так весело, позитивно и познавательно, а Итидзё оказалась очень отзывчивым человеком – вовсе не такой, какой многие себе представляли. И все мы втроем согласились, что это был замечательный вечер, а яркая и сильная энергетика художницы запомнится нам навсегда.

Афиша выставки у входа в музей
(персонажи из «Yukan club»)

На следующее утро я еще раз посетила выставку, чтобы внимательнее познакомиться с ней уже после ивента и купить на память «гудсы», которые не успела приобрести накануне. Специально к выставке был выпущен новый артбук Итидзё Юкари, который я и купила, чтобы иметь возможность, листая его страницы, в любое время воскресить в памяти встречу с Итидзё. Также я приобрела сувенирную сумку с иллюстрацией и открытки с персонажами «Yukan club», «Pride», «Designer» и «Suna no shiro». К сожалению, из манги купить можно было только бунко-издания «Suna no shiro» и «Pride», поэтому было принято решение искать интересующие старые издания в «Mandarake». Постараюсь как можно внимательнее изучить те работы мангаки, о которых пока знаю очень мало ^_^

На выставке и ивенте, как и на большинстве таких мероприятий, были под запретом фотосъемка и запись, поэтому в посте почти все фотографии – это официальные фото с http://natalie.mu/comic, а мои фото – это только вход в музей и афиша.

Добавить комментарий