Genji (OVA) — экранизация ранней работы Коги Юн
У большинства Кога Юн сегодня ассоциируется с ее мангой «Loveless» («Нелюбимый»). Что, впрочем, неудивительно: это мощная и умная история, по которой сняли аниме (правда, куда более слабое). Как говорится, ну кто в 2000е не был пленён кошачьими ушками и не ставил себе на аватары персонажей «Нелюбимого»? Многие обожали «Loveless». А уж косплея было не меньше, чем по «Наруто» и «Тетради смерти».
Те, кто как раз увлекся творчеством мангаки в 2000е, позже, возможно, смотрел и «Gundam 00» с ее дизайнами персонажей. Помимо «Loveless», «Фабрика комиксов» выпустила целиком более старую мангу Коги Юн – «Гештальт». Это любопытный продукт 1990х, более близкий раннему творчеству художницы, а еще выполненный в атмосфере JRPG и фэнтези, набирающих в то время небывалую популярность. «Гештальт» был экранизирован в виде OVA и даже распространялся на нашем рынке в виде пиратских СD в середине 2000х. Я, кстати, серьезно советую всем купить в коллекцию мангу «Loveless» и «Гештальт», пока такая возможность еще есть.
В истории манги Кога Юн занимает важное место: она относится к одной из первых волн популярных авторов, пришедших в индустрию через участие в ярмарке «Комикет». Музыкальные альбомы и CD-драмы, OVA по ее первому хиту «Землянин», бешеная популярность молодой художницы, признания в любви от ведущих манга-критиков и отаку. Воистину конец 1980х и начало 1990х – это во многом эпоха Коги Юн, ведь именно на это время пришлась первая волна ее популярности. Визуально мангака смешала в своих работах утонченность и эфемерность сёдзё-манги со стилем авторов сёнэнов, наиболее популярных у женской аудитории в восьмидесятые: Масами Курумада («Saint Seya») и Ёити Такахаси («Captain Tsubasa»). Их фанатом была и сама Кога. При этом в работах мангаки сохранялось напряжение и экшн сёнэн-работ, но сдобрены они были хорошим пониманием того, что хотят видеть читательницы. Плюс некоторый общий пафос, который сегодняшнему зрителю может показаться забавным. Пожалуй, по духу мангаке во многом близка группа художниц CLAMP, ее друзья и коллеги по «Комикету».
В сегодняшней заметке познакомимся с первой из четырех OVA, вышедших в 1990е и связанных с именем Коги Юн.
«Гэндзи» (OVA, 1992)
«Гэндзи» относится к раннему творчеству Коги Юн и изначально планировался как короткая история, навеянная мангаке её собственными снами. Выход истории начался в 1988 году в одном из первых женских отаку-журналов 1980х, «Wings». Именно в нем Кога очень быстро обретает популярность. У журнала «Puff», посвященного критическим статьям о манге, «Гэндзи» два раза попадал в десятку лучших произведений года – в 1989 и 1992 годах. При этом сегодня у манги нет даже любительского перевода на английский язык, а о том, что она еще и экранизирована, многие даже не догадываются. OVA эта, кстати, тоже не переведена.
Как же так вышло, что в Японии «Гэндзи» снискал популярность? Большую роль в популярности сыграли два обстоятельства: период времени и характер журнала (отаку), с которыми эта манга связана. Прекрасные бисёнэны, трагичная и напряженная любовная линия с амнезией героини, жесткие битвы, очень странный исэкай с элементами RPG и истории Японии – весь этот дикий коктейль поражал и удивлял. Несложно представить, что рядового читателя, привыкшего тогда к совершенно другому сёдзё, он удивлял даже сверх меры. Но история действительно цепляла своей необычностью, персонажами и запредельной лихостью. В итоге был создан так называемый «план Гэндзи» – амбициозный проект, медиа-микс для рекламы манги. Он включал в себя музыкальные альбомы, CD-драмы и аниме.
Экранизация «Гэндзи» в этом проекте должна была стать своеобразным итогом, но, как и в случае с «Землянином», по тв показывать такое было рано. О причинах, почему подобное аниме (более взрослое, да еще и для девушек-отаку) было крайне редким гостем на тв – я писала здесь. Впрочем, та же участь постигла в 1990е и главных коллег Коги по отаку-цеху – CLAMP, тоже начинавших как авторы додзинси. Первые экранизации их работ – это такие же небольшие OVA.
При взгляде на промо-арт OVA по мотивам «Гэндзи», по-моему, вообще невозможно догадаться о её связи с Когой: совершенно иной дизайн персонажей. Стиль художницы для ОВА адаптировать не стали, а пригласили на роль дизайнера персонажей Асамию Киа – автора «Silent Möbius», а позже и «Martian Successor Nadesico». В 1990е, к слову, частенько у манги и ее экранизаций разительно отличались дизайны персонажей.
Итак, «Гэндзи» – это лихой фэнтезийный исэкай с приключениями и целой вереницей колоритных персонажей, что тоже является приметой времени. Не сразу даже получается всех запомнить, а уж разобраться с мотивами каждого и того сложнее. OVA охватывает лишь первую часть манги и импровизирует с концовкой. Возможно, что это в чем-то и к лучшему, ведь манга «Гэндзи» в итоге не была закончена автором и погрузилась в хиатус. Здесь хочется, конечно, провести параллель с переживаниями фанатов «Loveless», которые ждут концовки манги уже очень долгое время, молясь за здоровье мангаки. Фанатам более раннего творчества Коги, как видим, повезло еще меньше. При этом Кога Юн не отрицает, что «Гэндзи» еще может получить завершение.
Главный герой истории, Кацуми, без памяти влюблен в свою старшую подругу Сакуру, и чувство это взаимно. Но с Сакурой в последнее время что-то не так: почему-то семья Кацуми вдруг совершенно забывает о ней, словно им кто-то стер память о девушке. Кацуми торопится на свидание с любимой, которое оказывается последним: без каких-либо объяснений Сакура прощается с юношей и уезжает на корабле…в параллельный мир. Герой в замешательстве и отчаянии, но совершенно не удивляется появлению говорящей птицы, обещающей помочь ему снова встретиться с любимой. А направилась Сакура в свой родной мир – этакую альтернативную Японию, где как раз в самом разгаре противостояние кланов Минамото («Гэндзи») и Тайра («Хэйкэ»). Несмотря на то, что в истории появляются персонажи, основанные на известных исторических личностях, а также здесь имеют место быть реальные исторические события, все происходит не в прошлом. Параллельная Страна восходящего солнца сочетает в себе элементы Японии будущего и Японии прошлого. Герои носят как древние доспехи, так и современную одежду; устраивают военные собрания в офисах и гуляют по альтернативному Синдзюку.
Кацуми, все же добравшийся до этой странной Японии, встречает клан Минамото, который как раз оплакивает погибшего во время боя главу – Минамото Ёритомо (Гэндзи). И вот дела! Кацуми-то как две капли похож на него! Настолько, что сначала все принимают героя за восставшего из мертвых Ёритомо. Кацуми же преследует только одну цель – разыскать Сакуру, а местные разборки его не интересуют. Но клан Минамото решает использовать юношу и выдать его за выжившего главу, чтобы продолжить борьбу с кланом Тайра. По обе стороны конфликта Кацуми умудряется завести друзей и пройти сквозь настоящие битвы: причем, как схватку на поле боя верхом на лошади, так и психологическую битву в виртуальном пространстве. Сам персонаж невероятно добрый, смелый, но при этом наивный. Поведение его, однако, порой инфантильно. Да и гонка Кацуми за Сакурой во много больше похожа на преследование матери, с которой его разлучили, а не за своей девушкой. Совсем как в жанре сурэтигай («проходить мимо/разминуться»), популярном в литературе и манге 1960х: в случае с сёдзё-мангой обычно разлучались юная героиня и мама.
Однако флешбеки с постельными сценами и близостью между Сакурой и Кацуми (ничего, конечно, не прорисовано, все очень красиво и в тему) показывают нам героя с серьезной и взрослой стороны. Так или иначе, юноша быстро становится поддержкой сразу для нескольких героев другого мира. Сюжет строится вокруг его поисков Сакуры и помощи клану Минамото. Когда же Кацуми, наконец, находит возлюбленную, выясняется, что та потеряла память о нем…
«Землянин» Коги Юн содержал в себе BL-линию, хотя на тот момент такого понятия, конечно, не было. Термин «BL» стали активно использовать в начале 1990х с появлением соответствующих журналов. До этого же вся подобная манга в основном выходила либо в «June» (что совсем другая история), либо во всех подряд сёдзё-журналах. «Гэндзи» Кога не оставила без BL-намёков, хотя все герои истории очень быстро наизусть выучили, как же сильно любит Сакуру Кацуми. И это тоже фишка многой сёдзё-манги 1980х и черта, свойственная работам Коги – вводить дополнительные BL-линии, очень часто лишь в виде легкого наброска, заигрывания с женской аудиторией. Так, например, неровно дышит к Кацуми-Гэндзи сам Ёсицунэ, даже получая некоторый отклик на свои чувства. В OVA это воспринимается как холодный душ, ведь такого изначально совершенно не ожидаешь, особенно учитывая связь Кацуми с Сакурой. Впрочем, дальше еще круче – зрителю быстро становится понятно, что нежные чувства к Кацуми еще и у агрессивного главы клана Тайра – Киёмори, обладающего замашками яндере. Все эти эмоции и чувства носят трагичный характер: для Ёсицунэ, например, Кацуми – это изначально замена человека, которого он без памяти любил. Такой вот способ справиться с тяжелой утратой. В общем, привет от страданий, характерных сёнэн-ай манге 1970х.
Ну что ж, альтернативной Японии – альтернативная история. Несмотря на такую мешанину, каким сюжет может показаться сегодня, подобные рваный темп и буйство чувств надолго задержались на страницах сёдзё-манги, ориентированной на девушек-отаку. Такое вот повествование и «дикая» насыщенность в сёдзё о героях-юношах (да и не только), как мне кажется, достигли пика в середине 2000-х (вспоминаем тот же «DNAngel», например, или «Kyou kara Maoh!»).
Есть среди всего винегрета в OVA цепляющие моменты. Например, попытки Кацуми выходить новорожденного жеребенка, которому грозит смерть, если тот не сможет встать на ноги. У этого эпизода неожиданно печальный конец: персонажи прикладывают все усилия, но их не хватает. Для Кацуми это переживание становится очень важным.
Концовка в OVA хорошая, хотя само аниме довольно напряженное. В духе волны мрачного сёдзё, последовавшего позже (Ayashi no Ceres, Yami no matsuei, Angel sanctuary и т.п.). Про многих второстепенных персонажей так ничего понятно и не стало, кроме того, что требуется ознакомиться с мангой. Аниме в целом наполнено странными событиями, которые подробно разъясняются именно в манге. Но грех жаловаться, ведь OVA и задумывалась как ее реклама. Любопытный проект, хорошо отражающий эпоху и раннее творчество автора.
В следующей заметке про старые сёдзё-OVA мы поговорим о самом продаваемом и популярном аниме 1990 года, к которому Кога Юн тоже приложила руку ^_^