статьи

«Аниме мерч» в ранние годы развития аниме в России

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 7 сентября 2019 года.

Практически каждый поклонник аниме в России имеет в своей коллекции какой-нибудь анимешный «мерч»: значки, фигурки любимых персонажей, сборные модели гандамов, артбуки и многое другое. Некоторые прицельно занимаются коллекционированием манги или дисков с аниме от любимой студии, а у кого-то на полочке есть лишь пара фигурок. Сегодня собирать аниме мерч стало довольно просто: существуют как российские магазины, так и возможность заказа напрямую из Японии. Как происходило подобное коллекционирование в начале становления российского аниме-движения и во времена, когда сеть Интернет еще только начинала распространяться в нашей стране? В статье мы рассмотрим некоторые примеры предметов, которые коллекционировали отечественные анимешники в конце 1990-х, начале и середине 2000-х, а также поговорим о том, где все это добро доставали.

Период «Сэйлор Мун»

Изображения героинь из всемирно известного аниме-сериала по мотивам манги Такэути Наоко на долгие годы стали самыми часто встречающимися среди различных анимешных товаров российского рынка. Впервые «Сэйлор Мун» появилась на телеканале «2х2» в 1996 году, и постепенно фанаты начали находить в магазинах своего города фигурки героинь. Разумеется, продавцы часто не имели понятия о первоисточнике и правильном переводе, поэтому на этикетках появлялись, например, названия из серии «Кукла Соломон». Как отмечает пользовательница твиттера @cosmozaec из Москвы, в то время в магазинах также попадались официальные товары: «…А ещё был один удивительный магазин на районе с книжным закутком, в котором был целый стенд с мерчем по «Сэйлор Мун». Но, так как я была школьником без денег, а товары, судя по качеству и ценам, были официальными – я ходила туда только глазеть. Помимо статуэток ( были даже со специально сшитой одеждой, среди персонажей был и Таксэдо Маск) были ещё плюшевые коты (Луна и Артемис), комнатки с мелкими чиби-воинами, годные жезлы и что-то ещё в таком духе…».

Кроме того, среди популярных в девяностые журналов с наклейками-стикерами можно было также найти и альбомы по «Сэйлор Мун». Один из них – по первым двум сезонам сериала – был переведен с итальянского, поэтому в нем были использованы имена персонажей из итальянской версии сериала (например, Лорды Кунсайт и Зойсайт превратились в Каспара и Захара).

Раскраски, календарики и наклейки, которые продавались в разных магазинах, на рынках и в палатках «Роспечати» стали самыми доступными сокровищами для фанатов «Сэйлор Мун». Что особенно интересно, впервые в России показали 4 и 5 сезоны аниме только в начале 2000-х, поэтому многие фанаты долгое время даже не догадывались о существовании продолжения любимого аниме. В основном именно изображения на наклейках и календариках с неизвестными пока что персонажами из последних сезонов удивляли многих ребятах и будоражили их сознание в ожидании концовки «Сэйлор Мун». Но случались и интересные исключения: как отмечает @cosmozaec: впервые она узнала, как выглядит Сэйлор Мун из 5 сезона сериала, увидев в магазине детские трусы с соответствующим принтом.

Примеры наклеек по «Сэйлор Мун», а также «Sakura Wars» (коллекция автора статьи).

Среди наклеек в начале 2000-х были особенно распространены листы с китайскими «подделками» — блестящими наклейками плохого качества, на которых у персонажей часто были волосы странных цветов и перекошенные лица. Среди таких наклеек иногда можно было найти персонажей из других аниме и игр. Иногда это были героини из популярного махо-сёдзё «Свадебный персик» («Wedding Peach»), «Сакура — ловец карт» («Card captor Sakura»), но часто и из аниме совсем иного жанра.

В период популярности «Сэйлор Мун» в России можно было даже в маленьких городах найти пеналы, рюкзаки, наборы фишек-кэпсов и другой неофициальный мерч. С началом показа аниме-экранизации культовой игры «Покемон» к товарам по «Луне в матроске» присоединилось и огромное количество различного мерча по «карманным монстрам». Что характерно, наклейки с покемонами иногда вкладывали в отдельные номера популярных у подростков журналов «Cool» и «Cool girl», чтобы привлечь к изданиям внимание фанатов.

Пакет с «Покемонами» (фото @taemi_ameiro)

Журналы и газеты

Журналы и газеты, в которых публиковались статьи об аниме, ценились на вес золота в том числе и потому, что часто в таких статьях можно было найти не только новую и полезную информацию, но и качественные цветные иллюстрации. Кто-то из фанатов собирал статьи из журналов отдельно, кто-то вырезал и сохранял иллюстрации / наклеивал их куда-либо. Статьи и рубрики об аниме можно было найти в журналах «Великий Dракон»«Классный журнал»«Сериал» и других. Конечно, в статьях непрофильных изданий часто могли попадаться смешные ошибки, а отдельные газеты, которые можно отнести к желтой прессе, публиковали совершенно нелепые заметки, например, о вреде аниме. В начале 2000-х появились первые журналы, которые были посвящены исключительно аниме и манге. Два главных журнала того времени – это «Аниме гид» и «Попурри аниме». На оба эти издания можно было подписаться, а вот найти в свободной продаже их было уже сложнее. И если «Аниме гид» можно было купить в крупных городах типа Санкт-Петербурга и Москвы, то «Попурри аниме», наоборот, зачастую легче было найти в мелких городах и поселках в палатках «Роспечати».

Видео, игры, манга

Разумеется, многие поклонники собирали японские видеоигры и аниме. Само аниме многие впервые открывали для себя в начале девяностых в виде «дописок» на кассетах VHS, а с анимешной стилистикой сталкивались, купив для популярной приставки «Dendy» (клон «Famicom») очередной картридж с игрой. На некоторых из таких катриджей можно было найти даже изображения персонажей из разного аниме, но эти персонажи часто не имели ничего общего с играми внутри. Постепенно в России сформировался и свой пиратский рынок аниме – сначала на кассетах, затем на CD и DVD дисках. Распространением и переписыванием кассет с дисками занимались не только аниме клубы, часто над оформлением обложек «пиратки» работали и те, кто плохо понимал содержимое.

Пример диска из коллекции пользовательницы твиттера @filliteapot – диск «32 аниме в 1», обложка которого совершенно не соответствует его содержанию.

«32 аниме в 1» (фото @filliteapot)

Пример диска из коллекции Валерия Корнеева @valk0rn – пиратка аниме «Спригган» с фанартом самого Валерия на обложке, на использование которого он не давал согласия. Компания «MC Entertainment», первая в России активно занимающаяся выпуском аниме, в то время готовилась официально выпустить «Спригган» в России. Японская сторона не предоставила иллюстраций для обложки диска, поэтому компания занялась поиском художника. Валерий предложил свой фанарт для обложки, но иллюстрация не устроила «MC Entertainment». Позже Валерий неожиданно обнаружил пиратский диск со своим артом в магазине, что, конечно, вызвало вопросы у официальной компании, хотя на деле пираты просто скачали изображение из сети.

Пиратский диск «Спригган» (фото @valk0rn).

До середины 2000-х манга была представлена на отечественном рынке практически только в виде пираток, которые было возможно достать обычно только в крупных городах. Исключение – старое издание «Босоногого Гэна». Кроме манги попадались и интересные экземпляры «по мотивам». Например, роман «Темный мечник» Градского, который был официально выпущен издательством, а не в виде пиратки. Это пересказ арки «Золотой век» манги «Берсерк», сопровождаемый кадрами и страницами из самой манги.

Бутлеги

Большое количество изображений из известных аниме и манги можно было найти среди разнообразной канцелярии. Это были как официальные иллюстрации или фрагменты-скриншоты, так и разные «оммажи». Иногда такие «оммажи» использовались на совершенно неуместных товарах, как правило произведенных в Китае. В сети можно найти множество примеров, некоторые из них стали своеобразными мемами – например белорусские вафли «Юлечка» с изображением Харухи из «Меланхолии Судзумии Харухи» («Suzumiya Haruhi no yuutsu»). Здесь же приведем примеры странного мерча из коллекции автора статьи и некоторых пользователей твиттера.

Блокнот-тетрадь в твердой обложке с замком и ключами. Куплена в 2005 году в местном отделе канцтоваров. На первый взгляд кажется, что на обложке изображена просто кавайная девочка, однако, если присмотреться, то можно увидеть, что утка рядом задирает ей юбку. В сочетании с надписью «Favorite dream» производит довольно странное впечатление. Надписи на английском, часто с ошибками, заслуживают отдельного внимания, так как обычно еще меньше связаны с товаром, чем иллюстрация на нем. На самом деле на этой тетрадке изображена героиня из аниме «Моэтан» («Moetan»), рассчитанного на аудиторию отаку.

«Моэтан» (коллекция автора статьи).

Еще один пример – папка для бумаг с Мильфий из аниме и видеоигры «Галактический ангел» («Galaxy angel»). Здесь не сразу заметно, что у героини чуть обнажена грудь и показан её бюстгальтер, что обычно сложно увидеть на официальных изображениях к серии.

«Галактический ангел» (коллекция автора статьи).

Популярная корейская ММОRPG «Ragnarök Online» также официально пришла в Россию в середине 2000-х. По ней можно было найти брелки для ключей, канцелярские товары или вот, например, игральные карты, которые с легкой подачи местных производителей превратились… в карты «для девочек».

Карты «Ragnarök Online» (фото @taemi_ameiro).

Конечно, это лишь малая часть того, что находили в продаже первые поколения поклонников аниме в России. Однако, даже по ним мы можем получить представление о том, какого рода товары и тайтлы были популярны ранее.

Закончим этот небольшой парад необычных товаров историей, которой поделилась @DianaTheMarion: «Аниме магазины часто с чем-то совмещались. Обычно с сувенирным магазином. Но мое любимое — полочка с бутлегами в секс шопе. Там ещё был мной куплен самый страшный из Саске, которых я когда-либо видела, по второму сезону «Наруто», с черной точкой под носом…».

Добавить комментарий