Kakukaku Shikajika (Higashimura Akiko)

B5r1qvaCcAABS3n_zpsozdepebd

Признаться, честно, когда автор рецензии читал эту мангу, то не мог оторваться на протяжении семи часов. Забываешь о том, кто ты, где ты, что тебе надо делать. Это та самая вещь, от которой оторваться сложно, и ты думаешь о ней, когда приходится откладывать чтение. А когда дочитаешь – она не выходит из головы, словно наваждение, и ты снова и снова прокручиваешь в мыслях события и слова автора, пока однажды не садишься перечитывать все с самого начала. У каждого, наверное, есть несколько тайтлов, которые занимают в сердце особое место — можно сказать, что их ты перечитываешь постоянно и будешь перечитывать всю жизнь. «Kakukaku Shikajika» вполне может занять такое место в вашем сердце.
Хигасимура Акико за пределами Японии больше всего известна как автор«Kuragehime», первые тома которой получили неплохую аниме-экранизацию несколько лет назад, а сейчас еще вышел фильм. Манга, кстати, до сих пор в онгоинге и является просто-таки звездой дзёсэй журнала «KISS», в котором выходит.

«Kakukaku Shikajika» — это автобиографичная работа Хигасимуры, которая была номинирована на «Манга Тайсё» и победила в конкурсе на эту премию, а это многое значит. Работа другого уровня, чем «Медуза» – более серьезная, более глубокая, интересная сразу по нескольким аспектам. История, казалось бы, простая, но раскрыта потрясающе: с чудесным юмором, за который мы так любим «Kuragehime», и со светлой грустью, от которой щемит в сердце.

В начале истории Акико – это очень самоуверенная старшеклассница, которая уже с самого детства знает, что хочет стать сёдзэ-мангакой. Все свое свободное время она посвящает чтению «Ribbon», в котором и мечатает однажды печататься, а также рисованию в школьном кружке, где все пророчат ей светлое будущее в качестве великого художника. Акико ни на секунду не сомневается в том, что взорвет мир сёдзэ-манги своими великими шедеврами. Пока однажды она не знакомится с Сенсеем. Акико и ее подруга – обе хотят после школы получить художественное образование, а для этого неплохо бы пойти на специальные подготовительные курсы к вступительным экзаменам. Подруга советует Акико одного учителя, который берет за свои занятия смешные деньги. Однако этот учитель почему-то малоизвестен среди школьников, в его группу не так просто попасть, студия находится за пределами города, а учитель рисования из школьного кружка как-то странно и испуганно реагирует на его имя.

l018_zps5p0q81mf
Акико с нетерпением ожидает, что окажется лучшей в студии, что ее работы произведут впечатление на сенсея, а прекрасное будущее станет еще ближе. Не зря ведь все всегда хвалили ее: и родители, и учителя, и друзья. Но, при первом же посещении «студии» (старенькой лачуги на отшибе), все ее амбиции разбиваются вдребезги. А сенсей оказывается очень суровым и странным человеком, который может поколотить ученика бамбуковым мечом, заставляет всех рисовать без передышки, запрещает разговаривать во время занятий, не щадит ни детей, ни взрослых, а один дедушка на его занятии уже который месяц пытается нарисовать обычную коробку для салфеток. И, конечно, он опускает Акико с небес на землю, публично раскритиковав ее работы.

Можно сказать, что манга затрагивает и раскрывает несколько важных тем.

Во-первых, это, конечно, взросление самой Акико. Вместе с ней читатель пройдет весь путь от амбициозной и мечтательной школьницы до студента-раздолбая на грани отчисления и обуреваемого разнообразными соблазнами, человека в поисках своего места в жизни и сомнениях, и, наконец, до мангаки Акико Хигасимуры. И это будет потрясающий путь.

Во-вторых, вопрос таланта и творческого пути. Замечательная и важная тема. Ядзава Ай и Умино Тика мастера поднимать ее в своих произведениях и трясти твое несчастное сердце как следует, из стороны в сторону. Здесь же показано два пути развития творческого человека и его таланта. Первый – это путь сенсея, великого человека, которого Акико называет в ходе истории «суперменом». Человека, который начал рисовать поздно, когда ни в какой колледж его уже не возьмут и специальное образование он получить не сможет. Человека талантливого, но не получившего всенародную известность, не ставшего звездой музеев и галерей. Грустного пути, но пути великого, благодаря любви сенсея к своему делу. Второй путь – путь Акико, ее сомнения на пути, ошибки и их исправление. Ее безграничная любовь к рисованию и энергия, движущая вперед. Ее рост из девочки, которая только мечтала, как чего-то добьется, до женщины, которая стала творцом. Тяжелый, но тоже, несомненно, великий путь.

И сенсея, и Акико объединяет главное – любовь к своему делу. И это потрясающе. Сенсей практически ничего не получает за свою работу, но всецело отдается ей, не переставая рисовать. Он хочет, чтобы у его учеников получилось то, чего он достичь не смог, на что жизнь не предоставила ему шанс. Он хочет помочь им поступить в те университеты, в которых они хотят изучать искусство. Акико предана манге с самого детства. Даже в университете, где ей не с кем поговорить о своем увлечении и где она мангу рисовать не может, Акико умудряется устроиться на подработку в местный вариант «Book-Off» (сеть лавочек в Японии, где торгуют Б/У книгами, играми, мангой и т.д., туда же можно сдавать и свои книги/мангу) и перечитать тонну манги, умело оперируя в дальнейшем полученными познаниями. Главный толчок к тому, чтобы стать мангакой, происходит, когда Акико приходится устроиться на нелюбимую офисную работу. Вот тогда-то она находит в себе силы рисовать мангу по ночам и вырывается вперед.

Kakukaku-Shikajika-manga-tomes

В-третьих, манга и искусство. Это очень интересная тема, мало где описана ранее. Действие происходит в середине 90-х, когда еще не было модных сейчас манга-школ. Как правило, даже, если ты хочешь рисовать мангу – надо сначала получить художественное образование, найти что-то близкое. Очень интересно показано то, как Акико начинает сомневаться – стоит ли ей действительно продолжать изучать то, что не приносит удовлетворения, стоит ли продолжать рисовать маслом в университете? Акико долгое время не может сознаться сенсею, что хочет рисовать именно мангу и не хочет заниматься живописью – это не для нее. В этом они не могут поначалу понять друг друга – Акико кажется, что сенсей не воспринимает «аляповатые картинки» как искусство.
В-четвертых, работа сёдзэ-мангаки. Не вспомню настолько серьезных автобиографий на эту тему, чтобы при этом была отражена эпоха. Есть современный «Бакуман» и «Aoi Honoo» о манге в 80-х, но это больше о сёненах и от мужского лица. «Kakukaku shikajika» — это история мангаки-женщины, которая любит «Риббон» и «Букет» и чьи первые сериальные публикации выходили в «Coоkiе», когда он только открылся. Интересно то, как происходит дебют Хигасимуры – она не имеет понятия, как правильно рисовать мангу и ее первая работа нарисована….шариковой ручкой. И она побеждает в конкурсе! Правда печатать ее отказываются и советуют поменять материалы для рисования. Хорошо отражена эпоха сёдзэ манги в 90-е, когда все массово фанатеют по работам Кёко Оказаки. Очень любопытно показана реакции семьи Акико на ее первые публикации. Когда ее отец скупает все номера журнала с ее синглом и просит показать теткам-прабабушкам, а те думают, что Акико им их пытается продать.

В-пятых, изумительно показана дружба Учителя и Ученика. Совершенно разных, но в то же время — похожих людей. Показана эта дружба не без грусти, не без слез. Сколько ошибок было сделано? Сколько было непонимания? Сколько хотелось сказать сенсею на самом деле, во скольком хотелось признаться… Просто потрясающе, очень сопереживаешь героине и проникаешься ее чувствами.
Одна из самых страшных вещей – это, когда человек знает, кем бы он хотел быть, что бы он хотел делать, но у него нет поддержки или он оказывается слаб. Любому человеку, который хочет заняться искусством, как правило, надо победить сначала многие страхи и научиться верить в себя, ни за что не отступать перед жизненными препятствиями. Любить то, что ты делаешь. И не терять эту любовь, помогать ей развиваться, помогать обретать жизнь. Только тогда ты сам проживешь счастливейшую жизнь. И сенсей, и Акико – это счастливые люди, которые одержали победу, несмотря ни на что.

Резюме: Потрясающая работа, как по глубине чувств, так и по смыслу, в нее вложенному. Добрая и светлая история о творческом пути, которая происходила по-настоящему.

3c745ddca815746f3d78916ee3811ee6_x_00037320_image38044_pJy2QsEjuIGtTmBkiiiEJ892dmHDWT4k_big_zpsf1n22ll6

2 thoughts on “Kakukaku Shikajika (Higashimura Akiko)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *