лицензия,  статьи

Приключения «DEATH NOTE» в России

«По радио Hyde из L’Arc~en~Ciel недавно сказал, что манга DEATH NOTE отличная! Но детям будет сложно понять её, да и, возможно, не все взрослые поймут. В этом я с ним согласна!», — этими строками начинается одно из читательских писем в японском журнале о манге и додзинси «Fanroad», №1/2006 г. Журнал вышел в начале 2006 года, а уже в октябре того же года начался показ аниме-адаптации «Death Note», которая привлекла к культовой манге еще больше внимания.
    Говорить о «Тетради смерти» или же ласково «Тетрадке» — дело непростое. Всё-таки сегодня об этой истории не знает, пожалуй, только ленивый. Сюжет Ообы Цугуми, который держит в напряжении. Колоритные и уникальные персонажи. Аккуратный и красивый рисунок Обаты Такэси. И самое главное – вопросы, над которыми манга побуждает задумываться читателя, пока он наблюдает за противостоянием двух сторон.
    По моим наблюдениям это один из тайтлов, наиболее известный даже среди тех, кто не увлекается аниме и мангой. А ещё это манга, которую часто читают и собирают даже анимешники, обычно к манге интереса не питающие. Среди читателей Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге «Тетрадь смерти» является самой популярной мангой: каждые три дня берут почитать очередные тома и возвращают уже прочитанные. Неудивительно, что библиотечные томики уже значительно потрепаны и их требуется постоянно подклеивать.
Что касается аниме-адаптации, то ее также смотрели многие, а у современного анимешника это одна из первых вещей среди обязательных к просмотру.

Цветная вставка в издании манги “BLACK EDITION” (“Азбука”, 2017 г.)

    В общем, я полагаю, что ни у кого нет сомнений в популярности «Тетради смерти» не только во всем мире, но и в России. В своем обзоре, приуроченном к выходу переиздания манги от «Азбуки», мне бы хотелось немного вспомнить именно об истории этой манги в нашей стране и о том, через что она у нас прошла. Здесь я привожу только те факты, о которых знаю и помню сама, возможно кто-то из внимательных читателей сможет дополнить историю.

    Для России первая волна интереса к «Тетради смерти» начинается в середине 2000-х, когда появляются первые любительские переводы этой манги на английский и русский языки. Это происходит до выхода аниме-адаптации и в то время, когда быстрый интернет еще плохо распространен в стране, за исключением крупных городов. Мангу всё еще читают не в онлайн-читалках (которых пока что нет, так как нет смысла), а качают архивами с сайтов переводчиков. Тогда появляется русскоязычный проект «Kira Revival Project», он же deathnote.ru, на котором стараниями фанатов ведется перевод «Тетрадки» на русский язык. Как принято в те времена: строго запрещено выкладывать имеющийся перевод манги на сторонних ресурсах и своих сайтах. Что, однако, не мешает появлению ряда фанатских сайтов, которые копируют перевод, часто без указания сайта, с которого он был взят.
    Отечественная фан-база стремительно разрастается, чему также способствует показ аниме по телеканалу «2х2» осенью 2007 года – всего через некоторое время после окончания показа «Тетради смерти» на японском тв. Права на показ приобрела компания «Мега-аниме», к сожалению, ныне «покойная». В 2007-2009 популярным косплеем на аниме-фестивалях становится косплей Лайта, Мисы и L (особенно распространен последний).

    Теперь мы переходим к самому интересному: к изданию манги «Death Note» в России. То, что пережила эта манга в нашей стране – это отдельная увлекательная история. Начинается она с первых попыток фанатов распространять пиратское издание манги (2007-2008 годы, до появления первой лицензии на мангу). Годы популярности «Тетради смерти» в России удачно совпадают с началом активного развития рынка манги: как раз уже появились первые специализированные издательства манги «Сакура-пресс» и «Фабрика комиксов», а вскоре на рынок выходит и «Комикс-Арт», который сотрудничал с «ЭКСМО», а возник на базе издательства «Домино». Одной из первых сильных лицензий «Комикс-Арт» становится именно «Тетрадь смерти», первый том которой выходит в 2008 году.

    Вместе с первыми издательствами активнее становятся и пираты, которые самостоятельно издают мангу (распространяется обычно в аниме-магазинах и иногда через интернет-заказы). Первое издание манги «Тетрадь смерти» в России, как я уже и упомянула, пиратское: фанатским объединением «NeoManga» выпущено три тома, использован перевод проекта «Kira Revival Project» (на обложке есть ссылка на сайт проекта). Качество этой пиратки было весьма высоким, однако проблемы возникали с обложкой первого тома, которая быстро «стиралась» и сносилась. Выпуск пиратской версии был закончен примерно тогда, когда «Комикс-Арт» заявили о покупке прав на издание манги.
Первое лицензионное издание от «Комикс-Арт» было максимально приближено к японскому классическому, разве что без суперобложки. Также томики (особенно первые) очень легко разваливались (такой склейкой грешили в то время почти все издательства манги). Выпуск первых томов сопровождался фанатской критикой манги (оформление и перевод) на форуме издательства: иногда фанаты действительно находили ошибки в издании, но чаще просто придирались ко всем первым лицензиям «Комикс-Арт», включая «Наруто» и «Тетрадку». Надо отметить, что издательство прислушивался к замечаниям читателей и в дальнейшем очень сильно выросло на своих ошибках: к моменту «падения» рынка манги в России «Комикс-Арт» представлял собой достаточно сильный проект, которому читатели доверяли.

Обложка первого тома лицензии манги
(“Комикс-Арт”, 2008 г.).

    С 2012 года началось так называемое «падение» рынка манги в России. Самое шокирующее событие в то время – это, конечно, разрыв «Эксмо» и «Комикс-Арт» с последующим вскоре объявлением «Эксмо» о том, что мангой оно заниматься далее не намерено. Так как права на мангу были у «Эксмо» — это означало конец выпуска всех лицензий манги, а это был список сильных тайтлов, в том числе и еще не выпущенной манги. Урон рынку был принесен значительный. Пострадали не только фанаты, которые потеряли надежду собрать любимые серии на русском, но досталось и «выжившим» издателям манги: им теперь сложно было заручиться доверием японских издательств, с которыми так резко рассталось «Эксмо», поставив крест на лицензиях их манги. Но произошло всё это не сразу, поначалу «Эксмо» еще собиралась выпускать мангу дальше.
    В 2012 году «Комикс-Арт» все же успели выпустить «Тетрадь смерти» до конца, очень скоро это издание стало практически библиографической редкостью. Почему? Некоторые предполагали, что в том числе и потому, что произошел нашумевший скандал, связанный с трагической гибелью пятнадцатилетней девушки из Екатеринбурга. Девушка совершила самоубийство, среди ее вещей были найдены четыре тома «Тетради смерти». Это почему-то заставило родителей решить, что именно манга виновата в ужасной трагедии. В то время СМИ просто бурлят новостями о «Тетради смерти» — страшном японском комиксе, толкающим детей на смерть. После многочисленных интервью и статей о скандале вокруг «Тетради смерти» любому человеку, который читал саму мангу, становится стыдно за всех этих людей, не знакомых с сутью истории и при этом совершающих попытки обвинить её в произошедшем. В этом свете особенно нелепыми выглядели комментарии неосведомленных людей, требующих запрета «Тетради смерти» и обвиняющих визуальное оформление обложек манги: «Кости, черепа, слово «смерть» — все это плохо влияет на подростков».
Часто скандал с «Тетрадкой» считают одной из причин, почему «Эксмо» перестало работать с мангой. Однако предпосылки к этому произошли еще до скандала, и было видно, что после «отделения» от «Комикс-Арта» издательство не было готово к самостоятельной работе с мангой. Оно размещало объявления о поиске вакансий, а также приглашало «Истари комикс» работать с некоторыми томами. Тем не менее был слух о том, что «Эксмо» после скандала уничтожило весь тираж «Тетради смерти». Неизвестно, правда ли это, но, так или иначе, тираж этой версии лицензии уже практически закончился во всех магазинах и только изредка можно найти отдельные томики. Заканчивая всю эту малоприятную историю, надо сказать, что в 2014 году экспертами было сделано заключение, что манга в гибели девушки не виновата.

    Во время падения рынка манги в России и «застоя», который тянулся примерно с 2012 до 2016 года, активизировались новые пираты. Среди них и «Tentacle House», чью пиратку долгое время можно было приобрести практически в любом аниме-магазине России, даже в небольших городах. Однако в итоге из большинства крупных магазинов, как минимум, она пропала. Эти умельцы также выпускали «Тетрадь смерти» – как видим, уже не первое пиратское издание этой манги в России. Издание отличает низкое качество печати, бумаги, оформления обложки (которое часто отсылает к еще одним старым пиратам, штамповавшим пиратку на базе Петербургского магазина «Anime city», ныне закрытого), «пухлость» томика и его большой размер. Перевод данные пираты берут из сети. При этом цена такой пиратки совершенно не соответствует её качеству.

    И, наконец, осень 2017 года. Происходит знаменательное событие: издательство «Азбука» объявляет о том, что будет выпускать «Тетрадь смерти», издание «Black Edition». 2016-2017 годы можно назвать «возрождением» манги в России, так что возвращение «Тетрадки» стало особенно примечательным событием. Здесь нужно отступление: необходимо понимать, что бывший «Комикс-Арт» по сути стал частью «Азбуки». Какая-то часть старой команды, работавшая над мангой, сотрудничая с «ЭКСМО», перешла к сотрудничеству с «Азбукой» (как минимум поначалу). И хотя «Азбука» больше известна сейчас как издатель супергероики из линейки «DC», они также взялись за мангу, за весьма актуальные и популярные серии: «Атака титанов» Исаямы Хадзимэ и «Бакуман» от авторов «Тетрадки» — Обаты Такэси и Ообы Цугуми. Кроме того, они издали манга-адаптацию романа «All you need is kill», где Обата также выступил художником. Все издания манги от «Азбуки» отличает твердая обложка и, как правило, схема издания «2 тома в 1».

Первая книга издания “BLACK EDITION” (“Азбука”, 2017 г.)

    Рассмотрим, что же из себя представляет новое издание «Тетрадки» — «Black Edition» от «Азбуки». По содержанию: использован перевод Екатерины Рябовой из старого издания от «Комикс-Арт», как отмечает издательство: с новой редактурой и версткой. Размер книги (включает в себя первые два тома манги) несколько больше, чем размер другой манги, выпускаемой «Азбукой». Выглядит издание очень богато и внушительно: в глаза сразу бросаются чёрные обрез книжного блока и ляссэ — шикарнейшие детали оформления. Ещё один приятный сюрприз: первые страницы полностью цветные, включая цветной разворот-обложку первой главы. «Тетрадь смерти» — это не первое официальное переиздание манги в новом формате на отечественном рынке (есть, к примеру, «Магазинчика ужасов» у «Фабрики комиксов»), но настолько шикарное издание манги на нашем рынке точно появляется впервые. Именно такого триумфального возвращения на полки книжных магазинов и заслуживает данная манга.
Для коллекции покупать однозначно стоит. Обладателям старой версии от «Комикс-Арт» я с ней расставаться тоже не рекомендую: оба издания стали хранителем истории определенного периода манги в России, их любопытно сравнивать. Вместе они представляют собой самое настоящее сокровище.

Добавить комментарий