манга,  рецензии,  статьи

«Tokyo Mew Mew ōre»: новое переосмысление махо-сёдзё

Статью я писала в январе 2019 года для телеканала «FAN», когда только-только вышла первая глава манги. Однако канал так и не опубликовал статью по неизвестным причинам.

«Nakayoshi» с «Sailor Moon» на обложке

В последнее время фанаты часто говорят о том, что махо-сёдзё в его классическом виде практически исчезло. Из современных аниме в этом жанре можно назвать, например, франшизу «Хорошенькое лекарство» («Pretty Cure»), невероятно популярную в Японии. В остальном новые истории о девочках-волшебницах стали больше ориентироваться на взрослую аудиторию и приобрели мрачный оттенок, либо же превратились в комедийные пародии на жанр. В статье мы рассмотрим, как известный сёдзё журнал «Nakayoshi» в конце 2019 года решил переосмыслить жанр и создал классическое махо-сёдзё, но вместо девочек-волшебниц главными персонажами в нем стали мальчики.

Журнал «Nakayoshi» (дословно – «Хорошие друзья») был главной «обителью» махо-сёдзё в 90-е и начале 2000-х, когда жанр пользовался невероятной популярностью. Именно на его страницах выходили такие хиты, как «Sailor Moon» и «Card captor Sakura». А также чуть менее популярные, но не менее любимые – «Tokyo Mew Mew»«Mermaid melody»«Sugar Sugar Rune» и др. В России из опубликованного в данном журнале было полностью издано махо-сёдзё «Shugo chara» («Характеры-хранители», издательство «Фабрика комиксов»), продолжается также выпуск «Sailor Moon» (издательство «XL Media»). Кроме того, в «Nakayoshi» выходит спинофф манга по франшизе «Pretty cure», ориентированной на семейную аудиторию и детей (в отличие, от, например, той же «Мадоки», также невероятно популярной).

В 2019 году «Nakayoshi» масштабно отпраздновал свое 65-летие: в Токио прошла выставка журнала, было организовано специальное коллаб-кафе, выпущен артбук. В самом журнале в честь юбилея решили запустить новые серии, которые бы перекликались с нетленной классикой, некогда так полюбившейся читателям. Перед новым годом журнал уже сделал запуск одной новой махо-сёдзё манги в жанре, где благородная волшебница-«воришка» вынуждена скрывать от лучшего друга/романтического интереса свою вторую сущность, так как он связан с полицией и детективами. Речь идет о манге «Majo kaitou LIP S», которая умело сочетает в себе и каноны такого популярного махо-сёдзё из «Nakayoshi», как «Таинственная грабительница Сэйнт Тэйл» («Kaitou Saint Tail»), так и элементы современной популярной культуры. Например, важную роль в манге играют айдолы, а после превращения-хэнсина девочки тоже напоминают айдол-группу.

«Majo kaitou LIP S»

В самом конце 2019 года «Nakayoshi» неожиданно объявил о запуске еще одного махо-сёдзё, а точнее спин-оффа уже всем известной популярной работы – «Токийские кошечки» («Tokyo Mew Mew»). Первый номер журнала за 2020 год сразу привлекает внимание своей обложкой. Обычно на обложке размещается изображение главной героини какой-либо манги, либо несколько персонажей, однако уж точно не часто, а то и совсем никогда – мужской персонаж, да еще и без героини… Единственное исключение, которое можно вспомнить в этом случае, это обложки с инопланетным малышом Ру из манги и аниме «Daa! Daa! Daa!».

Сибуя Аой — главный персонаж новой манги «Tokyo Mew Mew ōre» на обложке «Nakayoshi»

«2020 год – это год запуска проекта «Mew Mew»!» значится на обложке с изображением Сибуя Аой – нового героя «Nakayoshi», а так же лидера «обновленной» команды «Токийских кошечек», состоящей из юношей (стало быть, теперь – «Токийских котиков»). Помимо новой серии, в декабре и феврале в журнале также опубликовали короткое продолжение оригинального «Tokyo Mew Mew», включающее в себя две главы.

Для тех, кто не знаком с оригинальным «Tokyo Mew Mew», кратко поясним, что это манга и аниме, популярные в начале 2000-х, проект художницы Икуми Мии и сценаристки Ёсиды Рэйко. По сюжету пять героинь получают силы редких животных, поэтому после хэнсина у них появляются милые ушки и хвосты. Свои новые силы они используют в борьбе с инопланетянами, желающими завладеть Землей. Девушки также начинают подрабатывать в кафе (на деле их штаб-квартира), которым владеют двое юношей – руководители проекта «Mew project» и наставники героинь.

Главные героини «Tokyo Mew Mew» в аниме-адаптации

Новая работа «Tokyo Mew Mew ōre» продолжает тему из оригинала: снова есть команда, которая получила силу для защиты Земли, однако на этот раз это группа юношей. Тем не менее, в манге все же фигурирует главная героиня по имени Андзу. В отличие от своих одноклассниц, увлеченных школьной звездой – юношей Сибуей-куном, Андзу не испытывает особо интереса к теме любви и свиданий. Девушка много читает и изучает редких животных, полностью погружаясь в любимую тему, которую она разделяет со старшей сестрой-ученым.

В день Хэллоуина в районе Сибуя в Токио (имя главного персонажа – отсылка именно к этому району), как обычно, проходит бурное празднество Хэллоуина. Одноклассницы уговаривают Андзу пойти на костюмированное шествие вместе с ними, но девушка сомневается, хотя сестра тоже советует ей пойти и развеяться. Правда, единственный хэллоуинский наряд, который может себе придумать далекая от шумных тусовок Андзу, это костюм «пьяного саларимана» с галстуком, повязанным вокруг головы.

На празднике Андзу замечает, как к некой девушке пристают хулиганы. Героиня вступается за нее, дело идет к драке, но неожиданно появляется Аой и помогает Андзу сбежать от грубиянов. Впервые между двумя персонажами происходит дружеская беседа, из которой читатель понимает, что Аой ужасно боится драк и физически плохо развит, а у Андзу на самом деле два черных пояса по каратэ и дзюдо, почему она в том числе и не побоялась вступиться за незнакомку.

Через некоторое время в Сибуии появляется монстр, который начинает крушить все на своем пути. Аой перевоплощается и спасает Андзу от строительных балок, обрушившихся на нее из-за монстра.

Здесь мы наблюдаем интересное переосмысление типичного для махо-сёдзё сюжета, где, однако, героиня и герой «меняются местами». Сибуя Аой считает себя слабым и не обладает физической силой. По этой причине он уверен, что не может быть героем, которым в глубине души хотел бы стать. Перевоплощаясь, юноша, однако, получает силу и может сражаться в образе нэко-мальчика. Довольно стандартное развитие сюжета для классического махо-сёдзё, где «обычная» школьница становится героиней, при этом она обязательно имеет какие-то слабости. Что касается Андзу, то она становится на роль «помощника»: девушка не обладает волшебной силой (по крайней мере, в начале истории), но при этом у нее отличная спортивная подготовка, а также она очень сообразительна и увлечена наукой. Андзу в какой-то степени выполняет ту роль, которую в махо-сёдзё обычно играет главный романтический интерес героини – оказывает поддержку главному герою.

Что касается романтики, то и к этой теме авторы нового «Tokyo Mew Mew» также подошли с не совсем обычной стороны. Если обычно в начале истории именно главная героиня влюблялась в «помощника»/главного мужского персонажа, и уже с первой главы она начинала им интересоваться, то в «Tokyo Mew Mew ōre» все наоборот. Видна в первую очередь заинтересованность Сибуей в Андзу: он краснеет и смущается, когда его романтический интерес проявляет к нему внимание. Иначе говоря, и здесь тоже два персонажа своим поведением меняют классический подход к сюжету.

Сибуя Аой и Андзу

Всего в «Tokyo Mew Mew ōre» обещают пять персонажей, которые будут сражаться в одной команде. Махо-сёдзё, которое превращается в махо-сёнэн с «кастом» из юношей – это, конечно, далеко не новая идея: мальчики-волшебники встречались и в махо сёдзё как одни из персонажей (те же «Характеры-хранители»«Маленькая богиня Карин» и др.). Также над этой темой знатно повеселились в комедийных «Я — мальчик-волшебница» («Magical girl Ore»), «Красавцы из клуба защитников Земли» («Binan Kōkō Chikyū Bōei-bu LOVE!») и т.д. Но никогда еще ни один из ведущих сёдзё журналов на полном серьезе не публиковал серийную мангу по мальчиков-волшебников, да при этом еще и без главной героини на обложке как журнала, так и первой главы – «лица» истории. В общем, случай совершенно уникальный. Возможно, будь такая манга опубликована в журналах типа «Hana to yume» и подобных, где давно популярны истории о компании мальчиков, было бы не так удивительно. Но здесь у нас «Nakayoshi» — классика сёдзё манги и настоящая «библия» махо-сёдзё, истории про мальчиков здесь обычно не печатают.

Обложка первой главы «Tokyo Mew Mew ōre»

С чем же может быть связано такое необычное решение издательства «Коданся» (которое значится в авторах истории и выпускает сам журнал) создать спин-офф популярного когда-то милого и кавайного сериала, но с юношами в главных ролях? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь обратиться к интересам современного поколения читательниц «Nakayoshi» и отаку. Важно то, что, начиная с 1990-х, сам журнал начал привлекать внимание последних во многом именно благодаря махо-сёдзё и его милым героиням. Примерно с 2010-го года «Nakayoshi» стал содержать все больше историй с «перчинкой» и оттенком легкой эротики: именно по этой причине костюмы юношей в новом «Tokyo Mew Mew» такие открытые.

Сибуя после превращения-хэнсина

Примерно в середине 2000-х все популярнее и популярнее становятся отомэ игры – симуляторы свиданий для девушек, где можно управлять судьбой главной героини, открыв историю понравившегося мужского персонажа (а иногда и женского). Обычно поклонницы выбирали одного любимчика, в итоге скупая разнообразные товары с его изображением, создавая фантворчество и т.д. Сегодня мы можем наблюдать среди девушек такую же популярность мужских персонажей из «гача» игр для смартфонов, где важно получить новую карточку с изображением своего любимца.

Фанарт на главных персонажей оригинального «Tokyo Mew Mew» и его спиноффа — Итиго и Аоя — от мангаки Котинко

Помимо гача игр, в среде современных поклонников аниме также невероятно популярны айдолы и сейю. Последние, как в случае с, например, франшизами «Поющий принц» («Uta no Prince-sama») и «IDOLISH7», устраивают масштабные концерты – «лайвы», исполняя песни своих персонажей из одноименных игр и аниме и буквально становясь на время этим персонажем в реальности. На этом фоне также расцветает направление «сёнэн манги для женщин». Первый журнал, официально публикующий работы в этом направлении, начал выходить в 2011 году («Comic Gene»), многая манга из него получила экранизации. Все вышеописанное способствовало увеличению женщин среди отаку, готовых поддержать любимого персонажа, покупая с ним всевозможные товары. Образ прекрасного юноши-«бисёнэна» окончательно вышел из рамок сёдзё и BL аниме и манги: сегодня это во многом персонаж, который становится ближе к своей поклоннице, существует «только для нее». Разумеется, «Nakayoshi», который уже долгое время дружелюбен к аудитории отаку, не мог обойти новые тренды в отаку культуре. При этом журнал придумал не просто историю с нуля, как в случае с «Majo kaitou LIP S», а переиграл уже существующую, сохранив при этом как классические элементы махо-сёдзё, так и добавив абсолютно новые. Он позволил читательницам посмотреть на привычную историю, но с бисёнэнами на первом плане. Как бы не развернулся дальше сюжет «Tokyo Mew Mew ōre», эта история запомнится, как минимум, тем, что представляет из себя довольно смелый эксперимент для сёдзё манги.

Сиквел оригинального «Tokyo Mew Mew»

Добавить комментарий