аниме,  мангаки,  подборки,  статьи

Игра в переодевание: гендерная интрига в аниме и манге

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 15 октября 2019 года.

Японские школы с раздельным обучением – это, пожалуй, самая богатая почва для аниме и манги в жанре гендерной интриги. Существует немало сюжетов о том, как главный персонаж попадает в мужскую или женскую школу под видом ее ученика, несмотря на то, что принадлежит к противоположному полу. Также есть подобные истории, где действие происходит в обычной школе, но, как правило, по каким-то своим причинам персонаж притворяется, что он другого пола. Рассмотрим ряд аниме и манги, где действие происходит в школе, а гендерная интрига является центром повествования. Также разберемся, для чего такой сюжетный ход может использовать автор.

Главные персонажи «Для тебя во всем цвету»

В середине 2000-х большую часть Азии захватила любовь к «Ханакими», иначе – «Для тебя во всем цвету» («Hanazakari no Kimitachi e»). Одноименные дорамы вышли в Корее, Тайване, Японии и пользовались невероятной популярностью. А основаны эти сериалы были на сёдзё манге художницы Накадзё Хисаи – самой популярной истории на тему мужской школы, в которую попадает девушка, выдающая себя за юношу. Главная героиня Мидзуки, переодевшись парнем, переводится в учебное заведение, где учится ее кумир – спортсмен Идзуми. Поначалу девушка просто восхищается Идзуми, но постепенно влюбляется в него. Так получается, что школьный врач и сам Идзуми быстро понимают, что на самом деле Мидзуки – девушка, однако Идзуми не признается девушке в том, что знает ее секрет, так как боится, что она может уйти из школы. В 2007 году манга «Для тебя во всем цвету» заняла пятое место в топ-списке самое читаемой манги года, уступив четвертое место «Тетради смерти» («Death Note»).
Уже в «Ханакими» можно увидеть основные черты многих произведений на тему гендерной интриги, где девушка скрывает свой пол: ее главный романтический интерес быстро узнает секрет и, как правило, начинает испытывать к ней теплые чувства. Присутствует и заигрывание с BL (бойз лав темой): один из главных персонажей «Ханакими» – Сюити влюбляется в Мидзуки, не догадываясь о том, что она девушка, в отличие от Идзуми. При этом автор дает понять, что Сюити влюбляется в «женскую» сторону Мидзуки и парни ему не нравятся. Еще одна характерная черта работ в жанре гендерной интриги – возможность для девушки попасть в «закрытое общество» юношей, при этом быть принятой на равных с ними. Это отчасти объясняет и то, почему Идзуми помогает Мидзуки сохранять ее секрет: таким образом, в том числе, он показывает, что ему важны чувства героини, он принимает ее такой, какая она есть.

Одна из экранизаций «Для тебя во всем цвету» в виде дорамы

«Джульетта дважды» («W Juliet») – манга Эмуро, повествующая о двух начинающих актерах – Ито и Макото. Ито – жизнерадостная и дружелюбная девушка, внешне очень похожая на парня, глава школьного драмкружка. Макото – самый настоящий «бисёнэн», красивый и утонченный юноша, который по договору со своим отцом должен в старшей школе изображать девушку. Отец хочет, чтобы Макото унаследовал семейное додзё, тогда как сам Макото мечтает стать профессиональным актером. Если Макото сможет продержаться два года в образе девушки в школе , и при этом никто его не раскроет, то отец позволит ему идти по собственному пути, так как убедится, что сын действительно обладает актерским талантом. Подружившись с Макото, Ито узнает, что тот на самом деле парень, однако она обещает помочь сохранить этот факт в тайне. В «Джульетте» гендерная интрига показана с двух сторон: со стороны Ито, которая не скрывает свой пол, но ее принимают за мальчика, и со стороны Макото, которому свой настоящий пол приходится скрывать. При этом, по мере того как Ито постепенно влюбляется в Макото, сама она начинает становиться все более женственной. Данный мотив можно рассмотреть и как путь к взрослению: героиня окончательно определяется со своей идентичностью через первые сильные чувства.

«Джульетта дважды»

В данной манге мы встречаем еще одну характерную черту историй, где уже юноша переодевается в девушку: часто он делает это, потому что вынужден доказать строгой семье свое право на что-либо (профессию, будущее и т.д.). Похожий мотив использован в «Maria Holic» – комедии Эндо Минари, по которой было снято аниме студией «SHAFT». Это пародия на популярные штампы юри в школе для девочек: главная героиня Канако переводится в женскую школу в мечтах о том, что найдет там свою любовь. При виде симпатичных девушек у нее идет кровь из носа.

«Девушка влюбилась в старшую сестру»

Однако прекрасная Мария, которую Канако встречает в школе, оказывается юношей с садистскими наклонностями. «Мария» переодевается в девушку для того, чтобы победить свою сестру в своеобразном соревновании: сестра должна учиться под видом юноши в мужской школе, а брат – под видом девушки в женской. Все это происходит по наставлению бабушки, которая обещала оставить свой пост главы двух школ тому из внуков, кто сможет остаться во время учебы нераскрытым другими учениками. Здесь, как и в «W Juliet», мужской персонаж должен изображать девушку для того, чтобы заслужить одобрение семьи. Нелепость такого соревнования объясняется жанром произведения и тем, что отдельные ситуации здесь специально утрированы.

Юрийная тема поднимается и в «Девушка влюбилась в старшую сестру» («Otome wa Boku ni Koishiteru») – изначально эротической визуальной новелле (позже выпущена версия для всех возрастов), получившей аниме и манга-адаптацию. Здесь снова по воле своей семьи, а именно – дедушки, главный персонаж (Мидзухо) переодевается в девушку для того, чтобы попасть в женскую школу. Две героини знают о том, что Мидзухо – юноша, другие воспринимают его как прекрасную девушку. Несмотря на свой настоящий пол, Мидзухо удается одержать победу в школьных выборах главной «Онээ-сама», «старшей сестры», стать примером для подражания учениц и объектом их восхищения, а для некоторых еще и романтическим интересом. С одной стороны в данном произведении юноша получает возможность не только наблюдать за девичьей любовью, но и «участвовать» в ней. С другой стороны – есть героини, которые также знают и принимают его настоящий пол, тем самым принимая и его «настоящего».

«Мы мятные»

Уже по своей собственной воле, а не почьему-то требованию, в девушку переодевается главный персонаж «Мы мятные» («Mint na bokura») – комедийно-романтической манги Ёсидзуми Ватару (известна своими работами «Мармеладный мальчик» и «Ультра маньяк»). Сюжет разворачивается вокруг двух близнецов – Марии и Ноэля, которые с детства практически не расстаются. Повзрослев, Мария влюбляется в старшего юношу и переводится в школу, где тот учится, чтобы также проживать в общежитии при школе. Ноэль, который любит сестру и ревнует ее, собирается перевестись вслед за ней, однако для проживания при школе свободно только место в женском общежитии. Данное обстоятельство не смущает юношу: он притворяется девушкой и попадает в класс к Марии, выдавая себя за ее сестру-близняшку, что, конечно, Марию совершенно не радует. По ходу истории в Ноэля влюбляется Рюдзи из школьной баскетбольной команды, не догадываясь о том, что Ноэль на самом деле парень. А сам Ноэль постепенно проникается романтическими чувствами к своей соседке по комнате по имени Мию. Именно через чувства к Мию также показано взросление Ноэля: первые серьезные чувства к ней заставляют его прекратить контролировать и преследовать сестру.

«Шах и мат, демон» («Akuma ni Chick x Hack») – двухтомная манга Танэмуры Арины, в которой девушка также попадает в мужскую школу, чтобы быть ближе к юноше, который ей нравится. Однако данная история уж принадлежит к жанрам магии и фэнтези: главная героиня Жизель – юная демоница, которую в детстве призвал с помощью ритуала мальчик по имени Сиина Итирицу. Жизель заключает с ним контракт, по которому она должна исполнить любое желание юноши. Однако цена этого контракта – сердце Итирицу. Обстоятельства складываются так, что Жизель не успевает услышать желание, потому что вынуждена срочно вернуться в королевство демонов.

На землю героиня попадает лишь спустя 6 лет, чтобы найти того самого юношу и исполнить его желание. Ситуацию усложняют два факта: Итирицу учится в мужской школе, а Жизель, проводя все время в воспоминаниях о нем, успела в юношу заочно влюбиться. Демоница переодевается в мальчика и притворяется учеником школы, чтобы сблизиться с Итирицу и заставить его вспомнить про их договор. О секрете Жизель узнает ее сосед по комнате и лучший друг Итирицу – Сэра, который влюбляется в девушку. В данной манге Танэмура представляет необычное разрешение любовного треугольника, которое совершенно не ждет читатель.

«Шах и мат, демон»

«Вместо того, чтобы петь песни о любви, подари ее мне!» («Ai o Utau Yori Ore ni Oborero!» , известна также как «Ai Ore!») – история несколько похожая на «Джульетту дважды». Главная героиня (Мидзуки) внешне тоже очень похожа на юношу, а главный герой – на девушку (Акира).

«Вместо того, чтобы петь песни о любви, подари ее мне!»

Здесь персонажи практически не скрывают свой настоящий пол. Они являются «принцем» и «принцессой» в своих женской и мужской школах соответственно, пользуясь большой популярностью у учеников. В центре внимания сюжета – отношения Акиры и Мидзуки, а также контраст между их внешностью и личностью: Мидзуки, несмотря на внешность этакого властного бисёнэна, является хрупкой и стеснительной девушкой, тогда как Акира – самоуверенный и дерзкий, несмотря на милое лицо и маленький рост. Автор этой истории – мангака Синдзё Маю – известна тем, что практически вся ее манга сконцентрирована на большом количестве эротических сцен. Однако впервые в своей истории Синдзё использовала в качестве главной героини девушку, внешне неотличимую от типичного мужского персонажа своих работ. Здесь интересно и то, что Акира и Мидзуки вместе напоминают классическую парочку из BL, но при этом активную роль в отношениях играет мужской персонаж Акира, несмотря на то, что внешне он больше подходит под популярный в 2000-х типаж укэ. Можно сказать, что «Ai Ore!» – это манга, которая выходила на закате очередного периода в BL манге: на смену этому периоду пришли новые тенденции, среди которых в том числе и то, что по внешности персонажей стало не всегда возможно определить их роли в паре, а то они и вовсе стали равноправны (например, BL работы Кумоты Харуко). Заигрывания Маю Синдзё с BL типажами в «Ai Ore!» закончилось тем, что она официально отказалась от привычной для ее работ эротики между гетеросексуальными парами и какое-то время рисовала только BL, но, правда, не ставший популярным. А вот «Ai Ore!» даже получила экранизацию в виде полнометражного фильма в 2012 году.

Экранизация «Вместо того, чтобы петь песни о любви, подари ее мне!» в виде фильма

«Гостевой клуб лицея Оран» («Ōran Kōkō Hosuto Kurabu») – одна из самых известных в России работ в жанре гендерной интриги (благодаря удачной аниме-экранизации от студии «BONES»). Первые тома манги также были выпущены на русском издательствами «Росманга» и «Фабрика комиксов»«Оран» обыгрывает множество популярных штампов аниме и манги на школьную тематику: элитная школа для детей из богатых семей, главная героиня из бедной семьи и др. При этом сами участники хост-клуба при школе представляют собой пародию на популярные мужские типажи женской манги. В отличие от вышеприведенных примеров, в данном случае Харухи (главная героиня) не переодевается в юношу специально или по собственному желанию: участники школьного хост-клуба изначально принимают ее за парня из-за ее внешнего вида. После того как Харухи случайно разбивает дорогую вазу в комнате клуба, ей приходится выплачивать долг за нее, выполняя распоряжения хостов, пока глава клуба (Тамаки) не решает сделать хоста из самой Харухи. Так перед юношами гостевого клуба всплывает правда о том, что Харухи на самом деле девушка, однако, наблюдая как хорошо у нее получается общаться с «клиентками» клуба, они решают сохранить настоящий пол Харухи в тайне от остальных учеников.

«Гостевой клуб лицея Оран»

Как видим, один из основных мотивов в вышеописанных работах – это комедийные ситуации, связанные с влюбленностью в переодевшегося персонажа как лиц противоположного пола (и часто они знают о секрете), так и своего. В этом плане особый интерес представляет манга «После школьного кошмара» («Houkago Hokenshitsu») – одна из самых известных работ Сэтоны Мидзусиро – маэстро жанра психологии в сёдзё. Здесь сюжет не связан с переодеваниями, наполнен сюрреализмом, а главный персонаж истории не имеет определенного пола: в нем есть как женская сторона, так и мужская. В мужскую влюблена милая женственная одноклассница, а в женскую – симпатичный одноклассник. Главный герой должен сам разобраться, кем он является и с кем он хочет быть.

«После школьного кошмара»

Добавить комментарий