журналы,  статьи

Забытые страницы «Попурри. Аниме»

Эта статья написана специально для паблика Телеканала FAN, где была впервые опубликована 25 ноября 2019 года.

В начале 2000-х интернет был недоступен для большинства жителей небольших российских городов и сёл, поэтому для многих анимешников единственным способом найти единомышленников являлись печатные издания. Объявления о поиске друзей по переписке появлялись во многих подростковых журналах. Именно в тех, где иногда писали про аниме, наблюдался настоящий наплыв писем от начинающих отаку, жаждущих найти родственную душу. Вспоминая издания, популярные в то время у анимешников, обычно говорят о «Классном Журнале»«Великом Dраконе» и «АнимеГиде», однако есть еще один подобный журнал, оказавший большое влияние на историю аниме в России. Речь идет о «Попурри. Аниме» – своеобразной творческой площадке для фанатов аниме в начале 2000-х.

Обложки «Попурри. Аниме» №3 и №8 (2004 г.) — на обложках персонажи из «X» и «Клуба любителей магии»

«Попурри аниме» появился как «ответвление» от журнала «Попурри для детей», ориентированного на детей и подростков. Сам «Попурри для детей» представлял собой ежемесячное издание объемом в 15-20 страниц, а его содержание включало различные познавательные статьи, информацию о популярных музыкантах и актерах, а также статьи об аниме. Как правило, в одном номере такого журнала теме аниме (часто это были популярные в то время «Сэйлор Мун» и «Покемоны») уделялась пара страниц. Кроме того, в издании публиковали объявления читателей для знакомства по переписке. У «Попурри» были «журналы-спутники» – ответвления «Попурри. Сканворд» и «Попурри. Клуб Друзей». Последний, очевидно, был запущен после того, как читательских писем в «основном» журнале стало слишком много, и было решено посвятить им отдельное издание. Однако и в «Клубе друзей» были, помимо писем, собраны различные статьи, многие из которых были об аниме и манге. К середине 2003 года количество писем от анимешников, которые искали других фанатов японской анимации, значительно возросло.

«Попурри для детей» (№9/2002 г.) и «Попурри. Клуб друзей» (№1/2002 г.)

В №4 (апрель) за 2003 год «Клуба друзей» в рубрике «Отвечаем на ваши вопросы» появилось следующее письмо от одного из читателей: «Почему очень много места в ваших изданиях занято аниме и мангой? О них есть в каждом выпуске и помногу». Редакция предоставила ответ, в котором поясняла, что для кого-то и 1-2 страницы об аниме – это очень мало, а также советовала относиться к чужим увлечениям терпимее и пролистывать страницы, которые вас мало интересуют. В этом же номере было размещено небольшое объявление о запуске нового издания – «Попурри. Аниме», в котором будет публиковаться «информация о мультфильмах «Сэйлор Мун», «Человек-паук», «Сакура», «Фусиги Юги», «Симпсоны», «Евангелион», «Ранма ½» и многих других». Вероятно, решение редакции о создании журнала про аниме было напрямую связано с читательским интересом к теме.

«Попурри. Клуб друзей» №12/2003 г. На обложке Хотару из «Сэйлор Мун»

Хотя в объявлении значилось, что «Попурри. Аниме» будет распространяться только по подписке, он все-таки появился в палатках «Роспечати» и стоил около 10 рублей. Низкая стоимость связана с качеством печати: серия «Попурри» позиционировала себя как газету и была напечатана на дешевой бумаге: половина издания в цвете, половина – черно-белая. «Аниме» был полностью цветным до определенного номера.

Первый номер вышел в июле 2003 года – всего за несколько месяцев до появления самого известного отечественного журнала об аниме – «АнимеГид», и через пару месяцев после выхода первого номера «Anime magazine» от издательства «Сакура-пресс». На обложке номера был напечатан фанарт по популярному сериалу «Юная революционерка Утэна» («Shōjo Kakumei Utena»), изображающий главную героину Утэну в виде рэперши с цепью на шее. Среди главных тем номера, заявленных на обложке, были представлены «Кэнди Кэнди» («Candy Candy») и «Лэйн» («Lain») как два аниме-сериала, пользующихся большой популярностью в это время.

Утэна на обложке первого номера «Попурри. Аниме»

При этом повторный показ «Кэнди Кэнди» как раз прошел по телеканалу «ТНТ», в связи с чем вокруг этого старого аниме сформировался большой российский фандом. Что касается «Лэйн», то в начале 2000-х это аниме пользовалось большой популярностью среди анимешников в интернете, но было неизвестно для тех, кто доступа к сети не имел.Таким образом, уже по анонсам на обложке было понятно, что журнал готов предложить читателям как материалы по популярному аниме, транслируемому по отечественному телевидению, так и по менее известным работам. Кроме того, на обложке были анонсы статей о «Лило и Стич» и «Советских мультфильмах», что, вероятно, должно было привлечь аудиторию, увлеченную анимацией в целом. В «Аниме» действительно была целая рубрика «Мультстрана», посвященная не японской анимации, однако ей уделялась лишь 1 страница издания.

В первом же номере редакция четко обозначила идею своего нового журнала: он будет основан на творчестве поклонников аниме, поэтому читателям предлагали присылать свои рисунки, рецензии, комиксы и т.д. В итоге «Попурри. Аниме» строился на «трех китах»: большое количество информации об аниме, читательские материалы и письма.

В 2000-х высокую ценность представляла любая информация об аниме, которая могла быть легкодоступной: описания новых аниме-сериалов, статьи о «кухне» аниме, яркие и красочные иллюстрации. Если взглянуть на письма читателей в «Попурри для детей» и «Попурри. Клуб друзей», то часто можно увидеть следующие строки: «предлагаю обмен информацией об аниме»«у меня есть много инфы о следующих сериалах» и т.д. Здесь имелись в виду распечатки из интернета, пересказы и картинки, к которым у большинства доступа не было. В этом плане «Попурри. Аниме» предлагал большое количество богато иллюстрированных статей и описаний. Основной «костяк» текстов в издании составляли заметки киноведа Бориса Иванова, взятые с его сайта anime.ru, и другие статьи из источников типа world-art (тогда еще без широко известного раздела по аниме) с обязательным указанием авторства. По мере развития журнала в нем стало появляться все больше описаний от читателей из самых разных уголков России. Были основаны такие рубрики, как «Любимое аниме» и «Любимый аниме-герой».

По материалам, которые для этих рубрик присылали анимешники, сейчас можно только подивиться, насколько разное аниме попадало к людям – совсем старые сериалы и OVA, труднодоступное (распространялось через аниме-клубы), а также то, что продавали на пиратских кассетах и дисках в магазинах. Так, например, в №5/2003 (ноябрь) автор из Омска пишет заметку о любимом персонаже Сумэраги Субару из манги CLAMP «Токио-Вавилон» и «Х» (1990-е). В том же номере автор из Новороссийска написал о любимой героине из OVA «Idol Project» (1995-1997), в №3/2003 Ли-Ко из Ульяновска написала о Марис из OVA «Марис сильнейшая» («Maris the Chojo») 1986 года (экранизация ваншота от Такахаси Румико). При изучении журналов за 2003 год, можно увидеть, что в них практически нет информации о новом аниме – онгоингах, которые в тот момент транслировалось по японскому телевидению. Читатели больше писали про старое аниме, особенно про полнометражные фильмы и OVA, которые очевидно было легче достать в качестве «дописок» на кассетах и пиратских дисках.

Описания аниме в издании были представлены в виде текста максимум на 2-2,5 страницы, включая характеристики главных персонажей. Они часто были полны в чем-то наивных и ярких эмоций. Например, вот фрагмент описания Инуяси из одноименных аниме и манги Такахаси Румико«Inu-Jasha – самый классный из полудемонов, которых я когда-либо видела. Я влюбилась в него с первого взгляда. По-моему, в такого симпатяшку, как он, невозможно не влюбиться. Чего стоят его длинные серебристые волосы и кавайные ушки!!! А его характер… Просто супер!!!» (Sidsukana Alsui, п. Медведево, РМЭ)

Кассеты с этим фильмом «находятся в закрытых фондах самых престижных аниме-клубов столицы»

Как видим, часто даже сами поклонники писали имена персонажей с ошибками, было много путаницы и в транслитерации японских терминов. В самом журнале также иногда проскакивали ошибки, когда, например, вместо «Мой сосед Тоторо» писали «Твой сосед Тоторо» и т.д. Все это объяснялось недостатком информации и отсутствием доступных баз с названиями и именами (как, например, «Myanimelist» и его аналоги).

Помимо описаний аниме, читатели присылали в журнал статьи о jrock, любимых сейю, видеоиграх (описание «Final fantasy 8» и др). Были опубликованы стихи, переводы песен из аниме и даже фанфики по популярному в 2000-х «Белому кресту» («Weiss Kreuz»).

Открывала журнал рубрика «Вы спрашивали», включающая в себя всевозможные вопросы, касающиеся аниме и культуры отаку. В рубрике часто отвечала на вопросы автор статей о косплее под псевдонимом «Уся», чьи фотографии в косплее Усаги из «Сэйлор Мун» можно было встретить на страницах журнала. В «Аниме» также публиковали статьи о японской культуре, обычаях, уроки японского языка, «словарик отаку» и другие рубрики, которые могли быть интересны заинтересованным в аниме и Японии.

Одну из главных ролей в издании играли рисунки, присланные читателями. Их иллюстрациями были оформлены самые разные рубрики, а задняя обложка журнала всегда была отведена под конкурсные работы: каждая работа получала свой номер, за который можно было голосовать, заполнив специальный купон в журнале и отослав его в редакцию. Победитель получал приз зрительских симпатий, также призы получили иллюстрации, отмеченные редакцией. Конкурсы в «Попурри. Аниме» проводились не только среди художников, были и викторины для знатоков аниме. Как, например, в №3/2003, где за правильные ответы на вопросы обещали в подарок СД-диск с аниме.

Почти половину журнала занимали комиксы читателей, во многих из которых видна попытка авторов подражать японской манге. Некоторые работы смотрелись наивно и несерьезно, а некоторые художники пользовались большой популярностью. Иногда в журнале в виде постеров были опубликованы читательские иллюстрации, а не только официальные арты по аниме. Так или иначе, многие юные художники, которые начинали с комиксов и иллюстраций в «Попурри. Аниме», в итоге стали умелыми иллюстраторами и авторами.

Анонс манги и Икоцу Тацуо, которая была опубликована в «Клубе друзей»

В какой-то момент журнал был переименован в «Попурри. Аниме. Комиксы», где ведущей темой стали комиксы от читателей. Ненадолго улучшилось качество бумаги – она стала ощутимо плотнее, однако сам журнал стал наполовину черно-белым.

«Попурри. Аниме. Комиксы» (2004 г.)

Каждый номер журнала завершался легендарной рубрикой под говорящим названием «Исповедь отаку»: в ней публиковались письма читателей, где те делились своими переживаниями о том, как они сталкиваются с непониманием окружающих. Со временем рубрика превратилась в своеобразную группу поддержки, где анимешники со всей страны сопереживали друг другу и рассказывали о том, как аниме положительно изменило их жизнь, как они нашли друзей, а некоторые определились с делом жизни благодаря своему хобби. Сегодня «Исповедь отаку» дает возможность оценить, как жили фанаты аниме в середине 2000-х, насколько разные люди увлекались аниме и как по-разному его для себя открывали.

«Исповедь отаку»

Журнал просуществовал чуть меньше двух лет – последний номер вышел в январе 2005 года, всего вышло 18 номеров. В последнем выпуске было опубликовано объявление от редакции, где говорилось о том, что это последний, заключительный номер «Попурри. Аниме», а с февраля 2005 данное издание прекращает свое существование. Редакция принесла извинения за причиненные неудобства читателям, которые уже подписались на газету, и предложила либо вернуть деньги за подписку, либо получать взамен «Попурри. Аниме» другое издание – «Попуррри для детей».
Причины закрытия журнала официально обозначены не были, но в сети есть слухи о том, что руководство вступило в конфликт с дизайнером газеты, что и привело к ее закрытию. Основной журнал «Попурри для детей» продолжал выходить до 2010-х, затем был закрыт и он.

Сегодня, к сожалению, в сети практически отсутствуют информация о журнале. Интересно, что у него была довольно странная география распространения: журнал было сложно найти в продаже в Москве и Санкт-Петербурге, при этом он продавался в небольших городах и поселках по всей России. Тираж достигал 15-16 тысяч. Важно то, что благодаря именно этому изданию многие анимешники открыли для себя что-то новое из мира аниме, нашли друзей, впервые попробовали себя в качестве автора текстов или иллюстраций. Если сравнивать «Попурри. Аниме» с «АнимеГидом», то, несомненно, их главное отличие было в том, что в «Гиде» работала команда авторов, хорошо знакомых с аниме и имеющая доступ к информации, тогда как «Попурри. Аниме» почти полностью строился на читательских материалах. И хотя эти материалы могут показаться неказистыми и чересчур восторженными, они захватывали и впечатляли таких же «первооткрывателей» аниме, дарили веру в себя и осознание, что, возможно, где-то совсем рядом с собой ходит такой же анимешник, который пока еще точно так же стесняется своего увлечения.

Добавить комментарий